Стр. 37 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

ский фонд «Самрук-Казына», ЕБРР и
Международная финансовая корпора-
ция. Размер фонда — $1 млрд., и не ме-
нее 50% его инвестиций должны быть
вложены в инфраструктурные проекты
России, а еще 25%—в проектыКазахста-
на и Украины, оставшиеся средства — в
проекты других стран Содружества. По-
лагаем, что уже в ближайшие месяцы мы
представим инвесторам конкретные ин-
фраструктурные проекты, реализуемые
на территории России.
Отсутствие банков развития в ряде
стран СНГ, например в Белоруссии и
Украине, отнюдь не означает, что там
отсутствует потенциал для взаимодей-
ствия с существующими институтами
развития. Мы эту политику реализуем
через свои «дочки», входящие в десятку
крупнейших банков этих стран, где на
них приходится не менее половины кли-
ентской базы крупнейших предприятий
различных секторов промышленности
этих стран. А среди них порядка 80%
предприятий составляют те, что под-
держивают и развивают устойчивые ин-
теграционные и кооперационные связи
со своими партнерами в России.
Через этот механизм дочерних бан-
ков мы реализуем, в том числе, и задачу
перехода на расчеты в национальных
валютах. Мы уже сейчас приступили к
расчету в рублях во взаимной торговле
ряда предприятий Украины и Белорус-
сии с российскими партнерами.
Еще одним подтверждением целе-
сообразности, необходимости и воз-
можности перехода на расчеты в на-
циональных валютах может служить
недавно выданный Белоруссии синди-
цированный заем российских банков в
рублях и последующее размещение этой
республикой 15-миллиардного рубле-
вого займа на российских площадках с
привлечением наших банков.
На заседании правительственной
комиссии по инновациям В. Путин
(возглавляющий наблюдательный со-
вет Внешэкономбанка) сказал, что в
контексте инновационных процессов,
модернизации экономики необходимо
выделить особую квоту в кредитном
портфеле банка на проекты, связанные
с инновациями.
Я думаю, что вполне уместно поста-
вить перед Внешэкономбанком такуюже
задачу и в контексте проектов, которые
реализуются на пространствах СНГ. И с
удовольствием бы взял на себя смелость
заявить о том, что такая квота должна
быть выделена для того, чтобы более
масштабно реализовывать интеграци-
онные проекты на просторах СНГ.
Будущее закладывается сегодня
В
результате разноскоростной интеграции выде-
лилось интеграционное ядро трех государств,
которые пошли дальше других и уже на этом пути не оста-
новятся.
Это участники Таможенного союза Белоруссии,
Казахстана и России, в который мало кто верил. Тем не ме-
нее за два года создали Таможенный союз, который начал
работать с 1 января, а в июле заработает и единая таможен-
ная территория. Будет устранено таможенное оформление
на внутренних границах и обеспечено взаимное признание
разрешительных документов в части норм технического,
санитарного и прочего регулирования. Уже сейчас зарабо-
тала общая система нетарифного регулирования.
В том, что касается запретов и ограничений во внешней
торговле, — сформированы общие перечни, разработан
порядок выдачи лицензий, и с 1 июля главы государств
намерены объявить о создании единой таможенной тер-
ритории. Одновременно разворачивается работа по фор-
мированию единого экономического пространства, и ло-
гика здесь, как говорится, абсолютно железная: как только
создаются наднациональные институты, движение идет
вполне естественным путем.
Шаг за шагом вначале снимаются барьеры во взаимной
торговле товарами. До середины 2011 года будет упразднен
таможенный контроль на российско-казахстанской грани-
це, а на белорусской — уже в этом году. Вслед за этим бу-
дут сделаны дальнейшие шаги по формированию общего
рынка товаров, подписано соглашение о субсидиях, гармо-
низировано законодательство о госзакупках, приняты еди-
ные санитарные нормы и технические регламенты. Таким
образом, к началу 2012 года мы должны будем сформиро-
вать общий рынок товаров.
Предполагается также, что к началу 2012 года удастся
продвинуться и по пути формирования общего рынка
услуг. Сфера услуг уже охватывает более половины всей
нашей экономики. Речь идет о различных сферах: это и об-
разовательные услуги, и здравоохранение. Но прежде всего
торговля, внешняя и внутренняя. Руководствуясь логикой
интеграции, государства будут предоставлять друг другу
национальные режимы в сфере услуг. И наконец, заверша-
ет процесс формирования общего рынка товаров и услуг
гармонизация антимонопольного законодательства.
Кроме того, в рамках единого экономического про-
странства к началу 2012 года должны быть сформированы
общий энергетический рынок, рынок транспортных услуг,
трудовых ресурсов...
Сергей ГЛАЗЬЕВ
Ответственный секретарь комиссии
Таможенного союза, заместитель
генерального секретаря ЕврАзЭС
Отрывок из выступления.
37
апрель 2010
Банки и деловой мир
Без границ