Стр. 38 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

В
стратегии
экономическо-
го развития СНГ до 2020
года важное место отведено
денежно-банковским системам стран
Содружества, которые оказались наибо-
лее подвержены воздействию глобаль-
ного кризиса. Реализация ее основных
положений требует поиска конкрет-
ных путей и механизмов совместного
движения, способствующих устойчи-
вому развитию современных денежно-
банковских хозяйств каждой страны в
отдельности.
Одним из приоритетных направле-
ний своей деятельности наш банк счи-
тает именно развитие межбанковских
отношений на постсоветском про-
странстве. Мы весьма заинтересованы
в стабильности денежно-банковских
систем стран нашего региона. А это
предполагает дальнейшее совершен-
ствование финансово-кредитных ме-
ханизмов, в первую очередь надзор-
ных и регулятивных, что позволит
упреждать негативное влияние регио-
нальных и международных кризисных
процессов.
Проблема ужесточения контрольно-
регулятивных рычагов финансовой
системы бурно обсуждалась и на по-
следнем Давосском форуме. По идее,
предлагаемые новые регулятивные
механизмы должны заставить банков-
ский сектор концентрироваться пре-
жде всего на финансировании реаль-
ного сектора экономики и ужесточить
контроль за спекулятивными опера-
циями, ставшими первопричиной гло-
бального финансового коллапса. Одна-
ко в большинстве своем, согласившись
с этими базовыми тезисами, в Давосе
так и не смогли прийти к консенсусу
относительно универсальной модели
регулирования валютно-финансовой
системы мира.
Мы также считаем эту проблему ар-
хиважной и для денежно-банковских
секторов стран СНГ, поскольку они
стремятся интегрироваться в мировое
финансовое пространство. Учитывая,
что наши регулятивные механизмы на-
ходятся в стадии становления, следует
уделить пристальное внимание поиску
наиболее эффективных моделей.
По моему убеждению, это механизм
необходимо разделить на два блока:
собственно кредитование реального
бизнеса и спекулятивный сегмент. И в
каждом из этих блоков регулятивные
механизмы должны формироваться на
различных принципах. Механизмы, ре-
гулирующие кредитование реального
сектора экономики, как показала ми-
ровая практика, в целом эффективны,
хотя и нуждаются в дальнейшем совер-
шенствовании. Что же касается спеку-
лятивного сегмента, из-за недееспособ-
ности которого в принципе и начался
глобальный финансовый кризис, то его
регулятивный механизм надо создавать
фактически заново с установлением
жестких мер контроля.
Считаю, что здесь нам необходима
координация в рамках ФБС СНГ. Мож-
но было бы даже создать соответствую-
щую группу экспертов, которая займет-
ся разработкой конкретных правовых
норм и положений регулятивного ме-
ханизма денежно-банковского сектора.
Это позволит денежным властям стран
Содружества своевременно принять
упреждающие меры по минимизации
рисков и предотвращению рыночных
катаклизмов (особенно на спекулятив-
ном рынке) и в конечном счете будет
способствовать оздоровлениювалютно-
финансового пространства СНГ.
Завершается первое десятилетие XXI века, ставшее критическим для
мировой экономики, особенно за последние два с половиной года.
Серьезным испытанием стал глобальный кризис, имевший беспре-
цедентные масштабы и последствия и обнаживший глубинные про-
блемы мировой финансовой системы. Сейчас становится отчетливо
видно, как стремительно меняются геоэкономические условия, идет
переосмысление ценностей и реконструкция сложившейся финансо-
вой архитектуры, трансформируются существующие региональные
валютные союзы и создаются новые.
В спекулятивном сегменте
нужен жесткий контроль
В Давосе так и не смогли прийти к консенсусу относи-
тельно универсальной модели регулирования валютно-
финансовой системы мира
38
Банки и деловой мир
апрель 2010
Без границ