Стр. 40 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

М
ногим кажется, что в СНГ
принимается множество
ненужных документов и
делается это ради создания видимости
работы. Отчасти, может быть, и так. Но
ведь делаем это мы с вами и сами себя
критикуем же. Поэтому хотел бы выде-
лить некоторые актуальные задачи, свя-
занные с дальнейшим развитием СНГ.
Во-первых, нам самим необходимо
серьезно отнестись к своей работе и ко
всему тому, что называется СНГ. Быть
более дисциплинированными и ответ-
ственными — так же, как в отношениях
с другими региональными организа-
циями и объединениями вне Содруже-
ства. Создание решением глав СНГ ин-
ститута национальных координаторов
должно способствовать решению этой
задачи. Он может стать действенным
механизмом продвижения принятых
решений.
Во-вторых, нужна конкретика. Не
стоит заниматься всем. Как ни стран-
но, в этом смысле может иметь свое
позитивное значение финансово-
экономический кризис. Он вынуждает
всех нас оптимизировать усилия, на-
правленные на модернизацию наших
экономик, их перевод на инновацион-
ные пути развития. Поэтому и в СНГ
нам нужны новые действенные и опе-
ративные механизмы реагирования,
быстрая и смелая переоценка роли и
значения существующих институтов
взаимодействия.
В ближайшей перспективе, думаю,
необходимо сосредоточиться на реше-
нии конкретных вопросов, таких как
формирование новой правовой базы
для зоны свободной торговли и прида-
ние нового смысла работе Межгосудар-
ственного банка.
Но если по зоне свободной торговли у
нас есть ясное представление, есть опре-
деленность, то по Межгосбанку нужно
действительно серьезно работать. Его
создание в 1993 году свидетельствова-
ло о намерениях и возможностях стран
СНГ к многосторонней экономической
интеграции. На этот банк возложено
несколько основных функций: орга-
низация и реализация взаиморасчетов
между центральными банками стран
СНГ по торговым и другим операциям,
их периодическое завершение на осно-
ве многостороннего клиринга, содей-
ствие развитию многосторонних меж-
государственных расчетных систем, а
также (в пределах делегированных ему
полномочий) координация денежно-
кредитной политики.
Понятно, что последнюю функцию
можно полноценно осуществить толь-
ко в рамках единой валютной системы.
Но ясно и то, что необходимо развивать
межгосударственные расчетные систе-
мы на базе существующего единого рас-
четного банка. Это будет способствовать
развитию внешней торговли и процессу
перемещения капитала стран СНГ.
Постепенный уход от третьих ва-
лют при клиринге сделок между рези-
дентами стран СНГ будет значительно
способствовать развитию товарообо-
рота между ними, уменьшит валютные
риски и будет способствовать повы-
шению спроса на валюты государств-
участников. Такой подход обеспечит
необходимые предпосылки для конвер-
тируемости соответствующих нацио-
Сегодня нужно в первую очередь говорить о том, как нам наиболее
эффективно организовать собственную работу. Мы не ставим рито-
рических вопросов, нужно ли СНГ и оправдало ли оно себя. Мы уве-
рены, что Содружество состоялось и у него есть будущее. Армения
заинтересована в его укреплении как международной региональной
организации. События последних лет показали, что в рамках СНГ
сформировались достаточно действенные механизмы разного типа
сотрудничества, и не в последнюю очередь — экономического. Боль-
шинству это не видно. Многие принимают их за объективную дан-
ность. А их наличие и важность начинаем осознавать лишь тогда,
когда возникают проблемы.
Задачи должны быть конкретными
Нужны действенные и оперативные механизмы реаги-
рования, быстрая и смелая переоценка роли и значения
существующих институтов
40
Банки и деловой мир
апрель 2010
Без границ