Стр. 85 - BDM_2010-06

Упрощенная HTML-версия

85
июнь 2010
Банки и деловой мир
Качество жизни:
Компетентное мнение
в пределах 20–30%, и лишь одна стано-
вится по-настоящему успешной в ком-
мерческом и финансовом смысле. Более
того, один из ста спектаклей оказыва-
ется суперприбыльным и практически
сразу же начинает приносить не десят-
ки, а сотни процентов на вложенные
средства. Правда, таких звездных спек-
таклей немного. Именно поэтому моя
компания делает ставку на постановку
стопроцентных, проверенных блокба-
стеров.
Собственно, деньги и их движение
возникают при каких-то существенных
оборотах, больших, скажем так, клиент-
ских потоках. Здесь появляется интерес,
понятие успешности или провала. Так, в
случае небольшой постановки типа art
house новомодного режиссера в
стоместномтеатреуспехотнеуспе-
ха отличается не принципиально:
у вас аншлаг — продано сто мест,
а при полупустом зале — пять-
десят. Если разницу в 50 билетов
оцифровать в деньгах, получится
не более чем флуктуация, погреш-
ность. Наверное, существует не-
кая критическая масса денежных
оборотов, когда объект их при-
ложения приобретает инвестици-
онный интерес. Но копошиться в
интервале 10 тысяч рублей — не
тот случай, когда можно привлечь
инвесторов. В подобных случаях
люди достают деньги из кармана и
финансируют постановку как ме-
ценаты, не ожидая ничего взамен
или делая это просто ради того,
чтобы помочь.
Другое дело, когда речь идет о
миллионах или десятках миллио-
нов евро или долларов — тогда проект
рассматривают уже как объект вложе-
ния средств с конечной целью получе-
ния прибыли, и рассматривают его как
инструмент для зарабатывания денег.
И сама «кухня» внешнего инвестора
чаще всего мало интересует: вложил
деньги — получил прибыль, всё.
Дмитрий КАЛАНТАРОВ:
Эта инду-
стрия и ее финансовые правила начали
складываться сначала на Бродвее, по-
том в лондонском Вест-Энде в 70–80-е
годы прошлого века. И, как только этот
бизнес стал привлекательным для ин-
весторов, тут же включились всякого
рода регуляторы, потянув за собой но-
вые особенности в законодательстве.
На том же Бродвее вы сейчас не начнете
продюсировать ни один новый проект,
не имея полной суммы на его созда-
ние. Если на постановку требуется $10
миллионов, а вам удалось собрать лишь
половину, вы не вправе подписать ни
одного контракта.
БДМ:
А для чего такие жесткие ограни-
чения?
Дмитрий БОГАЧЁВ:
Прежде всего для
защиты инвесторов. Логика продюсера
простая: собрав половину средств, он
рассчитывает, что их хватит, условно
говоря, на премьеру, а дальше пойдут
доходы, из которых он надеется за-
крыть дыру в бюджете. А уж потом и
вообще все будет замечательно и при-
быль можно будет грести лопатой…
Но если так не получится? Или денег
не хватит даже на то, чтобы выпустить
спектакль? В любом из этих случа-
ев инвестор потеряет все вложенные
средства.
Поэтому в какой-то момент инве-
сторы стали защищать свои средства
путем своего участия в операционной
прибыли. Известный общепринятый
механизм получения авторского воз-
награждения как процента от валового
сбора, исчисляемого на еженедельной
основе, претерпел изменения. Если
раньше в роялти-пул входили авторы
(композитор, автор либретто, режис-
сер, хореограф, художник) и продюсер,
которые получали процент от сбора
независимо от финансового здоровья
постановки, то сейчас на еженедель-
ный процент от сбора претендуют и
инвесторы. Таким образом, они умень-
шают свои риски остаться ни с чем в
конце проката — благодаря получению
средств в его процессе.
Дмитрий КАЛАНТАРОВ:
Со вре-
менем эти проблемы отрегулировались
естественным образом. В тех же
США есть юридические советни-
ки и целые структуры, способные
защитить интересы инвесторов.
Поэтому в ходу более прозрачная,
честная схема, когда инвесторы
тоже имеют прибыль с каждого
проданного билета, условно по-
лучая «часть своей части». Сегод-
ня эта защитная система работает
достаточно справедливо по отно-
шению и авторов, и продюсеров,
и инвесторов.
БДМ:
А у нас?
Дмитрий КАЛАНТАРОВ:
У нас
ни черта этого нет, и никто ни в
чемне ориентируется. Мы только-
только научились делать ком-
мерчески успешные постановки.
Поэтому непросто доказать инве-
стиционную привлекательность
этого бизнеса. Хотя сегодня она,
несомненно, налицо. Правда, инвесто-
ры об этом не знают…
БДМ:
Так давайте восполним этот про-
бел — для чего, собственно, мы и со-
брались.
Дмитрий БОГАЧЁВ:
Проще всего объ-
яснить на примере. Сейчас мы ведем
переговоры с компанией Disney о воз-
можности совместных проектов, ну,
скажем, о постановке мюзиклов «Мэри
Поппинс», «Тарзан», «Русалочка» или
«Король Лев». Все мы прекрасно по-
Появление мюзикла как жанра
стало возмож-
но благодаря оперетте. Сама же оперетта
родилась из античных мистерий в честь бога
Диониса и греческих и римских комедий. Уже в
те далекие времена музыку начали сочетать
с пантомимой, танцем, буффонадой, карна-
валом и сюжетной интригой. Около 1600 года
появился новый музыкально-театральный
жанр — интермеццо, а вслед за ним комиче-
ские оперы, балеты и водевили.
5 июля 1855 года Жак Оффенбах открыл в Па-
риже театр «Буфф-Паризьен», где поставил
несколько музыкальных спектаклей, и этот
день официально считается днем рождения
оперетты. А через 11 лет в Нью-Йорке прошла
постановка Black Crook, где сплетались ро-
мантический балет, мелодрама, интерлюдии
и другие жанры. Именно она стала исходной
точкой мюзикла.