▶
волна увеличения объема пролон-
гаций и реструктуризаций.
Пиковый уровень пролонгаций
пришелся на середину 2009 года,
когда он составлял 22%. Сейчас их
доля оценивается в 12%, что близко
к докризисному порогу. Однако сей-
час мы снова наблюдаем, возмож-
но, локальное, тем не менее явное
увеличение объема вынужденных
пролонгаций. Это связано с тем, что
платежная дисциплина и качество
обслуживания долга несколько ухуд-
шились. Многие заемщики, у кото-
рых летом подошли сроки по креди-
там, действительно не могут закрыть
этот вопрос, и потому банки вынуж-
дены идти на пролонгацию, чтобы, с
одной стороны, не выносить долг на
просрочку, а с другой — не «доби-
вать» заемщика, который, возможно,
улучшит свое финансовое положе-
ние. Мы ожидаем осенью роста доли
пролонгаций примерно до 15%.
Самыми проблемными заемщи-
ками выглядят представители сред-
него бизнеса. Крупный бизнес если
и пострадал при кризисе, то получил
какую-то понятную помощь от го-
сударства либо акционеров. Малый
бизнес тоже имеет какую-то поддерж-
ку, причем «провалился» он не столь-
ко в кризис, сколько уже после него, в
результате того, как в прошлом году
произошли изменения в налоговой
политике. Ухудшение обслуживания
долга и снижение финансовой устой-
чивости малых предприятий реально
было видно не на первом этапе кри-
зиса (2008–2009 годы), а уже в 2011-м,
как раз когда проявился эффект по-
вышения ставок по ЕСН. Сейчас
наиболее уязвим средний бизнес.
Помогать ему особо никто не будет,
он вынужден справляться со своими
проблемами самостоятельно и об-
щаться с банками один на один. Хотя
в данном случае практика пролонга-
ций может оказаться обеим сторонам
очень выгодной.
Уровень резервов к ссудному
портфелю сейчас составляет 9,1%,
и это, как мы можем легко заметить,
существенно ниже, чем наша оценка
проблемных активов: в случае ухуд-
шения ситуации с погашением долга
резервы потенциальные «дыры» не
закроют. Как раз пролонгации, если
они дают заемщикам передышку, ко-
торой те разумно воспользуются, на
мой взгляд, очень правильная прак-
тика. Она снимает нагрузку на бан-
ки и не дает развернуться «эффекту
домино», когда сначала банки ставят
заемщиков в безвыходное положе-
ние, требуя погасить кредит полно-
стью и немедленно, без вариантов,
а потом постепенно парализуются
целые сегменты экономики. Но даже
если мы не будем учитывать пролон-
гации, которые отражают временное
ухудшение финансового состояния
заемщиков, а дадим примерную
оценку реально «мертвых» долгов и
суммируем их с уже вышедшими на
просрочку по факту, то обнаружим,
что резервы немного не дотягивают
до их общей доли. До конца текущего
года доля «плохих» долгов, по нашим
оценкам, увеличится, но пока несу-
щественно — на 1–1,5 процентных
пункта, темпы прироста резервов бу-
дут примерно на том же уровне, од-
нако после вступления в силу нового
варианта положения 254-Пвозможен
локальный скачок уровня резервов.
Банк России предпринимает
меры, направленные на улучшение
качества активов банков, на создание
уровня резервов, соответствующих
реальному качеству портфеля. Так,
изменения, внесенные в инструк-
цию 110-И, содержат ужесточения
по расчету капитала при кредитова-
нии проектов собственников, а так-
же непрозрачных инвестиционных
и венчурных проектов.
Идея дестимулирования креди-
тования непрозрачных заемщиков
получила развитие и в положении
254-П. Часть заемщиков после этих
«ужесточений со стороны» могут по-
пасть не во вторую, а в третью группу
риска. А это уже достаточно большая
разница по уровню резервирования.
Это заставит банки досоздать ре-
зервы ближе к оценке стрессовых
активов. Часть банков вообще будет
вынуждена отказаться от работы с
такими заемщиками, в том числе со
связанными сторонами, потому что
иначе у них все время будут отрица-
тельные финансовые результаты.
В рамках редакции обоих доку-
ментов (110-И и 254-П) прослежива-
ется явное движение Банка России в
сторону Базеля-2 и международных
норм регулирования. Наличие рей-
тинга высокого уровня у заемщика
(например, уровня «А» от «Эксперта
РА» или аналогичного уровня от
других официально признанных
агентств) снимает остальные тре-
бования к должнику и позволяет не
относить ссуду к повышенной кате-
гории риска.
Этот момент, думаю, в следую-
щем году будет для банков крайне
важен. Пока еще не все оценили
эти новации. Однако я бы рекомен-
довал всем их изучить. Кстати, не
разделяю критических замечаний
некоторых участников рынка о том,
что эти новации резко снижают воз-
можности банков по кредитованию
экономики как слишком жесткие,
особенно с учетом кризиса. На са-
мом деле, это скорее не ужесточе-
ние, а переструктурирование требо-
ваний. Они диктуют более жесткое
отношение к инвестиционным про-
ектам, к ссудам связанным сторонам
и к непрозрачной части портфеля.
Но при этом подразумевают ряд
исключений: для малого бизнеса,
стратегических предприятий, реаль-
ных налогоплательщиков, наконец,
компаний-заемщиков с хорошими
рейтингами (а их получение доступ-
но всем, у кого нет явных финансо-
вых затруднений).
Так что не могу не приветствовать
новации Банка России, которые сде-
лают более прозрачным регулирова-
ние качества активов и более адекват-
ным их отражение в отчетности.
август 2012
Банки и деловой мир
41
Бизнес из первых рук:
Обзор