Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» A− A= A+
Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.
– Ольга, добрый день. Первичное размещение CarMoney стало знаковым событием для рынка. Многие приняли участие в размещении. Какие у компании финансовые результаты по итогам 9 месяцев 2023 года?
– Поправлю немного. На биржу выходила наша материнская компания – «Смарттехгрупп» (СТГ), а CarMoney – это наш бренд. Продажи (выдачи займов) выросли за первые 9 месяцев 2023 года на 20% год к году. Эффективность повышается. Чистая прибыль: прирост по МСФО составил 30% – до 356 млн рублей. Однако, в год выхода компании на биржу стоит учитывать расходы на организацию IPO. «Публичность» всегда была делом дорогим, а сейчас, по нынешним ставкам, так особенно. Это разовые расходы и, если их убрать, то наша прибыль выросла бы на 55%. И прогноз годовой по прибыли, по итогам 2023 года, 600 млн рублей, без учёта разовых расходов. Большую часть года мы готовились к размещению, а теперь нам нужно показывать рынку соответствующий финансовый результат – то, что обещали.
– Насколько я помню, выдачи у компании составили 2,7 млрд рублей по итогам 9 месяцев 2023 года? А по году?
– 3,9 млрд рублей.
– А на следующий год?
– Мы пока не делаем такой прогноз. Планируем его сделать вместе с годовыми результатами – дать таргет на 2024 год. Это произойдёт в апреле.
– Немного снизилась рентабельность?
– Да, действительно, на 3 процентных пункта снизилась. Экономическое объяснение тут простое. Мы привлекли в капитал СТГ 900 млн рублей в рамках IPO и, естественно, что это разовый эффект.
– Снизился объем привлечённых средств?
– Да, благодаря IPO у нас появилась возможность снизить долговую нагрузку. Это говорит об улучшении структуры фондирования в целом, о финансовой устойчивости. Показатель долг к собственному капиталу составил 0,6. Долг к активам – 0,3. Долг к OIBDA – около 1,5. У нас большой задел по долгам, есть возможности для роста.
– За счёт каких источников вы планируете далее снижать долг?
– Некоторое время назад Совет директоров одобрил основные стратегические показатели на следующие 3 года. На основе этих показателей мы будем делать подробную стратегию также на 3 года. Этот документ мы планируем утвердить до конца первого квартала 2024 года. Там заложены 3 ключевые цифры. 1. Прибыль через 3 года на уровне 2 млрд рублей. 2. Капитализация – 20 млрд рублей. 3. Количество клиентов – 1 млн. Подчеркну, что клиенты – основная ценность компании. И в этой связи мы планируем наращивать клиентскую базу.
Нашу стратегию мы разделили на «два горизонта». В течение «первого горизонта» мы будем развивать текущий бизнес, текущую продуктовую линейку. По залоговому продукту мы планируем за 3 года вырасти вдвое – по количеству клиентов. По беззалоговому продукту – в 10 раз. Там небольшой чек, но быстрая оборачиваемость.
«Второй горизонт» – это новые продукты и партнёрства. Речь идёт о будущих совместных проектах с банками по монетизации отказного трафика. Мы уже запустили пилотные проекты. Мы видим со стороны банков большой спрос. Потому, что регулятор сильно сужает сегодня возможности банков по выдаче необеспеченных займов, ужесточает макропруденциальные лимиты, которые направлены на снижение выдач высокозакредитованным клиентам. Соответственно, банки не получат доход. А, имея с нами совместную компанию, такой проект получит более дешёвое фондирование, доступ к отказному трафику и платёжный шлюз – со стороны банка. А со своей стороны мы предоставляем технологию, знания и бизнес-процессы. Это будет такой win-win проект. В следующем году планируем запустить проект с одним крупным банком. Тут важно не ошибиться, поскольку нам важна качественная отказная клиентская база.
Второй проект «второго горизонта» – SAS-решения для банков. Поскольку мы, в первую очередь, не микрофинансовая компания, а технологическая компания, что мы часто подчёркиваем. У нас есть прекрасные технологии по всем продуктам, и мы можем отдавать их на аутсорсинг и, таким образом, зарабатывать на комиссиях.
Скажу несколько слов про беззалоговые займы. Для чего мы это сделали? Это в первую очередь, трафик, причём большего объёма в сравнении с другими продуктами. Мы его монетизируем. Основной фокус – переход клиента на залоговый продукт. Конвертация на сегодня составляет 15%. Видим тут большой потенциал.
– Расскажите подробнее про будущие проекты с банками. Будет ли это один банк или пул банков?
– Если говорить про аутсорсинг, то, вероятно, тут будет несколько банков. А если говорить о совместном предприятии, то, скорее всего, это будет эксклюзивный проект.
Предваряя вопрос, а не боитесь ли вы конкуренции, отвечу, что не боимся. Мы вообще за развитие рынка. За то, чтобы больше людей узнало про этот продукт. У банков свои продукты, у нас – свои. Может ли банк делать такое без нас? Конечно может, но, чтобы запустить продукт банку потребуется даже не год – больше.
– Получается, что вы ещё глубже уходите в финтех?
– Да, согласно нашей стратегии, мы видим большой потенциал в IT-проектах. Назовём это IT-хабом. В ближайшее время в нашем периметре появится IT-компания, которая будет провайдером технологий. То есть, CarMoney останется заниматься своим прежним бизнесом, а IT-компания займётся новыми IT-проектами.
– Каков ваш портрет клиента?
– Раньше была треть, а теперь около 40% клиентов – микробизнесмены. Это ИП и самозанятые. Мы планируем развивать данный сегмент, но вряд ли произойдёт существенное изменение портрета нашего клиента. У нас были планы на 2024 год снижать ставку по выдачи займа, чтобы расширить воронку продаж и сильнее приблизиться к банку. Если сейчас у нас средняя ставка 80-85%, то мы планировали её снизить до 75%. Однако ключевая ставка ЦБ, как известно, выросла и, вероятно, в долгосрочной перспективе она останется на высоких уровнях. Таким образом, наши планы корректировались. Однако мы и не повышаем ставки, что стоит отметить. Мы не собираемся и не хотим перекладывать общерыночное подорожание денег на нашего заёмщика. У нас действует модель Risk-Based Pricing – в зависимости от риск-профиля клиента мы предлагаем ему индивидуальную ставку от 50 до 103%, а в среднем – 85%.
– Расскажите про кредиты на предпринимательские цели? Вы говорили о микробизнесменах?
– Как такового продукта нет. Речь идёт о предпринимателях, которые могут себе позволить взять деньги и на короткий временной промежуток вернуть их. Клиенту это выгодно.
– Как изменилось качество портфеля за отчётный период?
– Что является драйверами роста нашей прибыли? Это конечно же, увеличение процентных доходов за счёт роста портфеля. Существенно улучшились показатели собираемости и снижается риск. За счёт улучшения бизнес-процессов, взыскания, автоматизации. Мы ориентируемся на такой показатель, как Expected losses EL. Данный показатель снизился с 15% до 13% по итогам 9 месяцев 2023 года в сравнении с аналогичным показателем прошлого года. Такой показатель, как Cost of risk снизился на 15%: примерно с 8% до 6,8%.
– Какие ещё планы у компании?
– Мы развиваем партнёрства с лидогенераторами – учимся предсказывать по тем данным, которые оставляет клиент, насколько он подходит нам. Кроме того, мы запустили партнёрский проект с маркетплейсами – с banki.ru, sravni.ru и другими. Есть ещё партнёрства. Работаем с банками по отказному трафику: уже с двумя банками подписали договоры, ещё с тремя – в планах. В связи с тем, что регулятор закручивает банкам гайки, битва за клиента ужесточается. Таким образом, в сложившихся условиях показывать нам экспоненциальный рост портфеля просто экономически неэффективно.
– Не могу не спросить про дивиденды…
– Наша дивидендная политика предусматривает выплату дивидендов. Однако это не должно сдерживать рост бизнеса. Так что планы есть, но они будут зависеть от обстановки в следующем году. В апреле-мае 2024 года будем решать. Понимаю, что все хотят дивиденды.