Finversia-TV
×

Бриллианты по цене приравняют к углю? A A= A+

29.01.2025

Слоган «Бриллианты остаются навсегда» не то, чтобы померк, но потерял былой блеск. Развитие технологии искусственного получения сырья ювелирного и промышленного назначения меняет не вековые, а тысячелетние устои.

По данным агентства Cbonds, индекс цен на алмазы и бриллианты продолжает стремительно снижаться. По состоянию на 21 января 2025 года он составил 94,81 пункта, что является рекордным минимумом за весь период отслеживания. Diamond Index был разработан после всестороннего исследования и анализа базы данных товарно-материальных запасов IDEX, собранной с февраля 2001 года.

В пунктах падение выглядит очевидно и неотвратимо:

  • 2025 год – 94,81
  • 2024 год – 110,26
  • 2023 год – 130,37
  • 2022 год – 141,29
  • 2021 год – 122,5
  • 2020 год – 120,01
  • 2019 год – 124,45

Такое падение, отмечают в агентстве, связано с несколькими ключевыми драйверами:

1. Избыток запасов алмазов. Особенно заметен рост складских запасов в Индии, крупнейшем центре огранки алмазов.

2. Снижение спроса в ключевых странах. США, Китай и страны ЕС продолжают демонстрировать слабую динамику потребления из-за экономических проблем.

3. Изменение потребительских предпочтений. Миллениалы и зумеры все меньше интересуются предметами роскоши, а особенно, природными алмазами, выбирая вместо них синтетические камни или альтернативные украшения, доступные по цене и качеству.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, остается вероятной стабилизация цен в ближайшие годы, считают авторы обзора. Возможное стимулирование экономики в Китае и США, а также сокращение объемов добычи могут вернуть интерес к природным камням.

Падение цен на бриллианты – это не только экономический индикатор, но и маркер глобальных изменений в потребительском поведении. Для инвесторов и производителей это сигнал к пересмотру стратегий.

«Рынок драгоценных камней переживает значительные перемены, но за каждой рецессией следует подъем. Участникам отрасли предстоит адаптироваться, а для потребителей открываются возможности приобрести украшения по исторически низким ценам», – делают вывод специалисты Cbonds.

В корне углерод

Из курса химии можно вспомнить, что углерод (С в таблице Менделеева) существует в разных формах. Графит, разные виды угля, алмаз – все это он, С. Почему же они столь непохожи? Потому что в природе части углерода «повезло» оказаться под давлением и действием температуры. И стать редким алмазом, твердым (что используется в инструментах) и, на взгляд человека, красивым.

Большие камни редки и ценятся очень высоко. Так было всю историю.

И вот происходит технологическая революция. Человечество научилось выращивать много дешевых алмазов.

Есть прецедент – алюминий. Когда этот элемент открыли и получили в 1825 году, путем сложных химических реакций, он стоил очень дорого. Император Франции Наполеон III и его самые почетные гости вкушали блюда, пользуясь алюминиевыми столовыми приборами, а менее почетные применяли относительно дешевое золото и серебро.

Но затем был открыт электролитический способ получения алюминия из глинозема, кроме того, на планете произошел взрывной рост выработки электроэнергии. В итоге металл, который широко распространен в природе, стал стоить копейки.

И алюминиевые столовые приборы теперь ассоциируются не с дворцами, а с хижинами, да солдатскими столовыми.

Не произойдет ли нечто подобное с бриллиантами?

Навозну кучу разрывая

Петух нашел жемчужное зерно. Помните басню Ивана Крылова? Далее глупая (с точки зрения автора) птица рассуждает о находке с презрением. Мол, бесполезная фигня. Мелкий камешек, который нельзя съесть.

Невежда-петух не понимает ценности находки.

А что если посмотреть с другой стороны? Ведь жемчужное зерно действительно абсолютно ни на что негодная штучка. Вся ее ценность в том, что ее можно продать за хорошие деньги. Но это просто потому, что люди так договорились.

Владение бриллиантовым колье в советское время было бесспорным показателем статуса. Акций при Брежневе не существовало в принципе, облигации и 3-процентные вклады не покрывали потерь от инфляции. Это только в газетах писали, что это ужасное явление существует лишь там, где правит капитал, а граждане СССР видели, что мужской костюм, который после денежной реформы стоил 60-80 руб. через 20 лет стоил уже 150-180 руб.

Кроме того, бриллианты идеальны для контрабандистов. При угрозе ареста с последующей конфискацией имущества их можно припрятать.

Наконец, рекламная компания поддерживала моду на камушки по всей планете.

И вот находится то самое «ячменное зерно» (которое так нравилось Петуху из басни). В его роли выступают те самые искусственные камни. Копеечное сырье, плюс температура и давление делают их визуально неотличимыми от природных.

Нет, конечно, строгий лабораторный анализ укажет на их происхождение. Но разве вы любуетесь справкой с печатью, сертификатом подлинности, а не игрой света в гранях?

Про алмазный инструмент вообще говорить нечего.

«Покупки выращенных бриллиантов мужчинами увеличились на впечатляющие 1210% относительно 2023 года. В 2024 году средний чек мужчин по России на лабораторно-выращенные бриллианты вырос на 95% по сравнению с предыдущим годом», – отмечается в исследовании, проведенном на основе анализа покупок мужчин в 2023 и 2024 годах, специалистами ювелирного холдинга Sokolov.

Сегодня все большему количеству покупателей важнее, чтобы акцент был на красоте и качестве украшения, а не на деталях происхождения камня.

Побеждает прагматизм

В борьбе функционала и эстетики побеждает всегда функционал. Можно любоваться игрой пламени в камине, но не батареей центрального отопления. Но тепло от батареи дешевле, она не провоцирует развитие рака, не грозит пожаром.

Доспехи в рыцарском зале манят экскурсантов. Пулемет, спорить с ними по красоте не может. Но на полях сражений вы вряд ли сегодня найдете рыцарскую конницу.

В случае же с бриллиантами и эстетического превосходства природного камня над искусственным нет.

Люди, в том числе женщины, становятся более прагматичными. Что лучше получить в подарок от любимого – дешевое колье плюс пакет доходных акций или дорогое колье?

Мой прогноз – дешевые бриллианты достаточно скоро убьют отрасль. И наши внуки будут любоваться в музеях алмазами с историей, типа «Орлов» не понимая, в чем была магия игры света в их острых гранях.

Комментарии экспертов:

Аналитик товарных рынков Cbonds Виктор Поплавский:

Многие специалисты связывают текущую ситуацию с несколькими факторами. Во-первых, природные алмазы сталкиваются с конкуренцией со стороны синтетических аналогов, которые стали более доступными и качественными. Так, на данный момент синтетические камни уже занимают 50% рынка, а к 2030 году объем рынка искусственных алмазов может достигнуть значения более $36 млрд.

Во-вторых, молодое поколение отдает предпочтение альтернативным ценностям, включая экологичность и практичность, а люкс. В связи с этим можно сказать, что ювелирный рынок вступил в эпоху глобальных перемен, и спрос на бриллианты будет напрямую зависеть от адаптации ювелирных компаний и производств к новым реалиям.

Если говорить о российском рынке и перспективах «Алросы», то можно выделить следующие факторы:

1. В России наметился интерес к цветным бриллиантам и украшениям как инвестиционному активу. Кроме того, спрос поддерживается определенными категориями покупателей. Однако эти тренды имеют ограниченное влияние на финансовую стабильность компании в глобальном масштабе.

2. В 2024 году «Алроса» несколько раз снижала цены на алмазы (включая январь 2025 года, снижение на 8%). Это сигнализирует о слабой конъюнктуре рынка и затруднениях в удержании прибыльности.

3. Потенциал роста акций «Алросы» практически исчерпан, поскольку цена акций, торговавшихся в середине января вблизи 60 рублей отражает их справедливую стоимость. Прогнозы на рост цен на алмазы выглядят слабо обоснованными, учитывая глобальные тренды.

Как итог – ставить крест на акциях «Алросы» пока рано, но перспективы для роста крайне ограничены, поскольку глобальный рынок переживает серьезный кризис, в том числе благодаря тому, что синтетические камни продолжают теснить натуральные

Доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова:

Рынок алмазов и бриллиантов всегда находился под влиянием различных факторов. Падение стоимости или, наоборот, повышение, зависит от политических факторов, финансово-экономических, социальных, влияют на рынок и сезонные колебания. В 2024 году «Алроса» снизила добычу алмазов на 20%, что повлечет за собой рост стоимости алмазов и бриллиантов в текущем году и будущем периоде нескольких лет. К положительному влиянию на повышение стоимости можно отнести и выборы президента США Трампа, ведь рынок Штатов является самым большим по продаже бриллиантов, а перед выборами рынок буквально нажал на паузу. Впереди будет уверенная положительная динамика на бриллианты, особенно инвестиционного класса, по причине естественных ограничений, то есть в природе уже не остаётся крупных и уникальных алмазов, из которых гранят бриллианты. Сегмент покупателей натуральных камней немного изменился, произошел отток в сторону синтетических бриллиантов, к сожалению, эта тенденция будет продолжаться. Но настоящие ценители как покупали, так и продолжат покупать натуральные бриллианты.

Ведущий исследователь Центра устойчивого развития Школы управления «Сколково» Анастасия Опанасенко:

В части интереса к предметам роскоши со стороны молодых поколений наблюдаются два разнонаправленных тренда. С одной стороны, интерес молодых поколений – в особенности, зумеров – к люксовым брендам снижается. По данным Bain & Company, это привело к сокращению базы клиентов люксовых брендов по всему миру на 50 млн. человек за последние два года – отчасти это связано со стратегическими ошибками люксовых брендов, которые не были в достаточной степени сфокусированы на работе с молодежью. На фоне отличий в ценностях новых поколений, отдающих приоритет впечатлениям, экологичному потреблению и недопотреблению (тренд на underconsumption) и не склонных к долгосрочным сбережениям, это привело к заметному снижению спроса. С другой стороны, зумеров называют самым богатым поколением в истории (для своего возраста), и предметы роскоши они всё-таки покупают – но на вторичном рынке, что способствует его росту. Согласно исследованию Центра устойчивого развития «Сколково» «Молодое поколение как драйвер ESG-трансформации» зумеры в большей степени по сравнению с другими поколениями склонны сокращать потребление и покупку новых вещей, а также покупать б/у товары. Отчасти это связано с пока более низкой платежеспособностью в силу возраста, но в большей степени – с более адекватным соответствием такой покупательской стратегии поколенческим ценностям (поиск винтажных вещей как впечатление, экологичное потребление). Кроме того, по данным «Сколково», зумеры в большей степени готовы переплачивать за более устойчивые продукты, чем миллениалы и более старшие поколения. Поэтому дальнейшее развитие и тренды на рынке предметов роскоши, в частности, алмазов и бриллиантов, во многом будет зависеть от того, смогут ли бренды адаптировать свои стратегии к запросам новых поколений потребителей.

Главный аналитик центра инвестиционной аналитики страховой компании «Росгосстрах Жизнь» Михаил Шульгин:

Вопрос о том, достиг ли глобальный рынок алмазов дна – традиционно крайне дискуссионный. Однако мы считаем, что в моменте ценовая конъюнктура уже находится вблизи дна медвежьего цикла, а часто муссируемая угроза со стороны искусственных алмазов эфемерна, поскольку у синтетических и натуральных алмазов совершенно разные целевые сегменты покупателей. В первом случае – это промышленное использование, а затем использование в ювелирной промышленности в низшем ценовом сегменте. Во втором случае – это состоятельные клиенты. Разница в цене между синтетическим и натуральным камнем отличается почти в 14 раз, что делает рынок украшений с использованием синтетических алмазов близким к сегменту бижутерии. Появление цветного принтера, на котором можно распечатать тысячи картин «Мона Лиза», не отменяет ценности оригинала. Что касается сегмента натуральных алмазов, то на сокращение объемов закупки со стороны индийских ювелиров в 2023–2024 гг. отрасль отреагировала сокращением объемов производства, что может сбалансировать рынок уже во второй половине 2025 года. На стороне производителей рынок вовсе не диверсифицирован. «Алроса» и De Beers – это >60% добычи натуральных алмазов. Если посмотреть по странам, то Россия, Ботсвана и Канада – это 70% добычи. Что касается перспектив «Алроса», наш тезис заключается в том, что глобальный рынок алмазов находится вблизи циклического дна, и это традиционно хорошая точка для долгосрочной покупки акций компаний сектора. Вдобавок отсутствие чистого долга позволит «Алросе» без потерь преодолеть наблюдаемый сейчас период высоких ставок в РФ. Ну а покупка алмазов в Гохран – мощный рычаг стабилизации бизнеса компании в условиях негативной рыночной конъюнктуры, который власти могут задействовать в необходимый момент, как это уже неоднократно случалось. Акции «Алроса», если не брать во внимание краткосрочное пандемийное падение в 2020 году, торгуются со второй половины 2024 года и по настоящий момент на уровнях 2016 года и 9-летней давности. Мы считаем, что эти цены учитывают и слабость глобального рынка, и санкции, и снижение выручки и EBITDA в 2024 году, о чем сообщит рынку публикуемая в феврале 2025 года отчетность. На наш взгляд, акции ALRS вполне могут предложить инвестору доходность на уровне 30% на горизонте 12 месяцев.

Начальник отдела департамента клиентских отношений «Солид Брокер» Анна Усенко:

Недавний рост мирового индекса цен на алмазы и бриллианты до исторического минимума, поднимает актуальные вопросы о будущем ювелирного рынка и его привлекательности для инвестиций.

Сложная ситуация на рынке алмазов и бриллиантов вызвана несколькими факторами, включая изменение потребительских предпочтений и рост популярности альтернативных драгоценных камней.

В будущем ожидается дальнейшая нестабильность, возможно, снижение цен, так как покупатели всё чаще обращаются к использованию синтетических камней в ювелирных украшениях, имеющим гораздо более доступные цены и аналогичную эстетическую ценность. Комбинация этических соображений и финансовых факторов может привести к тому, что природные бриллианты потеряют свою прежнюю популярность.

В 2023 году добыча алмазов в России сократилась на 11%, составив 37,32 млн. карат, что является самым значительным падением среди ведущих стран-добытчиков.

Как сообщила компания «Алроса», в 2023 году ее добыча составила 34,6 млн. карат. Наряду с «Алроса», алмазы также добывает компания «АГД Даймондс». Российские компании находятся под санкциями США и Великобритании, а с января 2024 года страны G7 ввели прямой запрет на импорт российских алмазов и бриллиантов весом от 1 карата.

Экспорт алмазов из России в 2022 году составил 32,42 млн. карат, что на 12% ниже, чем в 2021 году (36,73 млн. карат). Однако средняя цена на алмазы возросла на 8%, достигнув $113,8 за карат. Общая стоимость экспорта в 2023 году оценивается в $3,68 млрд., что на 5% меньше, чем в прошлом году.

Мировая добыча алмазов также испытала снижение: в 2022 году она составила 111,52 млн. карат, что на 8% меньше, чем годом ранее. В Ботсване и Анголе наблюдался, наоборот, рост добычи – до 25,1 млн. карат (на 2%) и 9,75 млн. карат (на 11%), соответственно. В то же время в Канаде добыча снизилась на 2% до 16 млн. карат, а в Демократической Республике Конго – на 23% до 8,35 млн. карат.

Импорт алмазов в Индию, который является индикатором состояния мирового рынка, в 2023 году также уменьшился на 11%, составив 127,75 млн. карат. В денежном выражении это составляет $14,7 млрд., что на 12% ниже уровня 2022 года. В ответ на сокращение спроса Индия вводила эмбарго на ввоз алмазного сырья с 15 октября по 15 декабря.

Сокращение добычи стало ответной реакцией алмазодобывающих компаний на падение спроса со стороны огранщиков. Восстановление рынка затягивается, что подтверждают слабые результаты продаж и сокращенные производственные прогнозы компаний De Beers и Petra Diamonds.

Потеряли ли привлекательность акции «Алросы» навсегда или, наоборот, сейчас дно и надо покупать? Акции компании «Алроса», крупнейшего производителя алмазов в России, действительно подверглись значительным колебаниям. С одной стороны, текущие цены на алмазы негативно сказываются на прибыльности компании, что делает её акции менее привлекательными для краткосрочных инвесторов. С другой стороны, долгосрочные инвесторы могут увидеть возможность для покупки на дне. Если рынок стабилизируется и произойдет восстановление спроса, инвестиции в акции «Алроса» могут оказаться прибыльными. Климатические и геополитические факторы, а также тенденции в потреблении ювелирных изделий, также станут решающими для будущего этой компании.

Верно ли, что мода на блестящие «камушки» ушла навсегда и что синтетические камни убили ювелирный рынок?

Мода на бриллианты действительно подверглась критике, особенно среди молодого поколения, которое ценит индивидуальность и экологическую ответственность. Синтетические камни предоставляют потребителям высокий уровень выбора и более низкие цены, что ставит под сомнение будущее традиционных бриллиантов. Однако утверждать, что ювелирный рынок уже мертв или полностью изменен, преждевременно. Как и в любых других отраслях, существует место для разнообразия: как для натуральных, так и для синтетических камней. Долгосрочные изменения могут привести к изменению формата ювелирного рынка, но не к его полному исчезновению.

Таким образом, вопрос о том, нужны ли браслеты из бриллиантов, остаётся открытым, и его ответ зависит от изменений в потребительских предпочтениях и рыночной ситуации.

Рынок цикличен и санкции рано или поздно снимут с России. Поэтому говорить, что алмазный рынок теряет ценность навсегда сложно. Уверенны, при восстановлении мировой экономики мы еще вернемся к росту цен на бриллианты и природные камни.

Руководитель аналитического управления по глобальным рынкам инвестиционной компании Fontvielle Артур Мейнхард:

На мировом рынке, действительно, отрасли приходится сложно на фоне падения интереса к бриллиантам у молодежи. Происходит общее снижение интереса покупателей к приобретению предметов роскоши для личного пользования. Судя по ежегодному отчёту Bain Company, вышедшему в ноябре 2024 года, спрос упал не только на ювелирные украшения, но и на элитную косметику, а также брендовые одежду и сумки. Если не брать в расчёт пандемию, то это случилось впервые за 15 лет. То есть падение популярности бриллиантов вписалось в общий тренд снижения интереса к дорогим предметам личного пользования. Представители поколений Y и Z спокойнее относятся к статусным покупкам предметов класса «люкс», чем их предшественники. Кроме того, основой потребительского рынка являются мелкие и средние камни, и тут с природными бриллиантами начинают активно конкурировать те, которые созданы в лабораторных условиях. Качество «синтетики» растёт, и сейчас ее уже невозможно отличить от «натуралки» невооруженным взглядом. По данным агентства Tendris, доля синтетических алмазов на мировом рынке уже превысила 50%, а их себестоимость за последние 8 лет снизилась на 90%. Конечно, это давит на рынок природных камней. Однако у России своя специфика, поэтому спрос на бриллианты всё ещё остается стабильным. Я вижу в этом две причины. Первая – это обращение к ним как к инвестиционному активу на фоне роста цен, чему способствует отмена НДС при продажи их банками физлицам. Состоятельные клиенты рассматривают их как средство диверсификации своего портфеля. Вторая – рост популярности цветных камней в ювелирке, которые в природе встречаются реже прозрачных. На этот тренд указывает исследование Sokolov. По данным ритейлера, продажи изделий с цветными бриллиантами выросли за первые 9 месяцев 2024 года на 43% год к году. Однако, на мой взгляд, мировой тренд все же окажет влияние и на российский рынок, поэтому постепенно востребованность необработанных и обработанных камней будет снижаться.

Доцент экономического факультета РУДН Хаджимурад Белхароев:

Высокая стоимость бриллиантовой продукции поддерживалась, крупными финансовыми вливаниями. Инвесторы приобретали алмазную продукцию, как защитный инструмент от инфляционных процессов, она имела ликвидность, при необходимости, без особых усилий имелась возможность ее реализовать, конвертировав в денежные средства, с определенной доходностью. Падение стоимости бриллиантов напрямую связано с попытками стран США и ЕС взять под контроль рынок бриллиантовой продукции, придумывая всевозможные механизмы, включая особую сертификацию камней. В данном случае необходимо понимать, что западный рынок драгоценных камней полукриминальный, имеет непрозрачную специфику, вкладываться в товарную продукцию, которая должна иметь при себе документы (сертификаты) и отслеживается – желающих немного. Финансовые средства большинства состоятельных инвесторов, находятся на специальных закрытых счета в офшорных зонах, их легализация связанна с налогообложением, поэтому минуя США и ЕС инвестиционные потоки уходят в стабильные страны Ближнего Востока и Азии. Стоимость бриллиантовой продукции в конце 2024 снизилась исходя от параметров качества и веса камней в общей массе: 17% – 0,3 карата, 22% – 1карат, 17% – 3 карата. Акции «Алросы», как и иных компаний имеют рыночную стоимость и актуальны, особенно на долгосрочную перспективу. В ближайшие год, два рынок драгоценных камней стабилизируется, стоимость бриллиантовой продукции и предприятий, задействованных в их производстве, отрегулирует рынок, посредством спроса и предложений. В свою очередь на встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС 9 октября 2024 года состоялось заседание неформальной диалоговой платформы по взаимодействию и сотрудничеству в алмазно-бриллиантовой сфере. Особую заинтересованность в этой встрече проявили страны производители алмазной продукции, инициатива была поддержана на уровне Ассоциации стран-производителей алмазов Африки. Прямой диалог в рамках БРИКС, между странами производителями, поспособствует развитию и укреплению торговых связей, появлению перспективных форм кооперации, при необходимости – площадка послужит выработке единой позиции на мировом товарном рынке драгоценных камней. По итогам встречи представителей заинтересованных стран, были выработаны и согласованны основные направления развития отрасли: – создание добавленной стоимости; – поддержка маркетинга на рынках БРИКС; – обеспечение единых стандартов; – обмен практическим опытом. Участники встречи отметили, о необходимости увеличения товарооборота драгоценных камней и драгметаллов между странами БРИКС, на основе единых стандартов качества производимой продукции. Крупнейшими странами по производству алмазов в мире являются: 41,92 млн. карат – Россия; 24,75 млн. карат – Ботсвана; 16,24 млн. карат – Канада; 9,9 млн. карат – Демократическая Республика Конго; 9,66 млн. карат – Южная Африка; 4,46 млн. карат – Зимбабве; 2,05 млн. карат – Намибия. При этом практически третья часть добываемых алмазов приходится на Россию, в совокупности с африканскими странами это количество достигает 90-процентного уровня. Взаимная кооперация, обмен информацией и опытом производства, позволит заинтересованным странам, регулировать рынок алмазной продукции, так как в рамках БРИКС консолидированы не только крупнейшие производители алмазов, организация объединяет и ведущих в мире. Полагаю, что после полноценного запуска диалоговой площадки, доминирование западных стран, на рынке алмазной и бриллиантовой продукции уйдет на второй план. Производители и переработчики по праву, начнут контролировать мировой товарный рынок драгоценных камней, иные страны будут рынками сбыта высококачественной продукции, вырабатываемой странами БРИКС. Синтетические камни, оттягивают часть несостоятельных граждан с бриллиантового рынка, тем не менее, синтетика никогда не сможет заменить природную красоту и разноцветие натуральной продукции. На протяжении веков ювелирную продукцию сопровождала бижутерия, синтетические камни относятся к этому ряду продукции.

  • Алексей Миронов
  • Finversia

Корпоративные новости

Все новости »
Finversia-TV