«Декрет о Земле-2» или коммунисты за приватизацию A− A= A+
Поборники коллективизма и борцы за госсобственность готовы вывернуться наизнанку, если маячит возможность прикупить симпатии электората. Ну, точнее части электората. Причем, понятно, прикупить не за свой счет, а за счет другой гораздо большей, но зато молчаливой и пассивной части электората. Пример с гаражной приватизацией наглядно показывает, как это происходит.
Борьба за бокс
В советское время, когда автомобиль из роскоши, доступный лишь верхушке общества стал вещью, которую мог позволить себе представитель успешной части среднего класса, возник вопрос – где хранить четырехколесного друга? Тем более, что друг этот был еще и обычно самой дорогим имуществом семьи.
Причем вопрос быстро из индивидуального перешел в массовый. Проблему стали решать, выделяя землю под строительство коллективных автостоянок, гаражно-строительных кооперативов. Их члены своими силами и средствами возводили гаражные боксы, административные здания, объекты автосервиса. Размещались такие стоянки в местах, где строительство планировалось либо через десятилетия, либо там, где оно было в принципе невозможно (например, в полосе отчуждения железных дорог, под трассами воздушных взлетно-посадочных коридоров).
Правда, в пределах жилых кварталов было по несколько мест для индивидуальных гаражей, но распределяли их, как правило, инвалидам войны. В моем родном Ленинграде-Петербурге в старом городе еще были гаражи реновированные из бывших барских каретных сараев. Однако, число подобных мест в рамках мегаполиса было ничтожно мало. Масса же хранила авто в боксах в местах коллективного хранения.
В конце 1970-х Эльдар Рязанов снял один из своих лучших фильмов «Гараж», где вся интрига разворачивается вокруг сокращения площади надела, выделенного под гаражно-строительный кооператив. Хотя не все в этой картине показано правильно, хотя бы с точки зрения что тогдашнего, что нынешнего закона, но психологию и накал страстей режиссер и актеры передали замечательно. Если кто не видел, то рекомендую.
Вопрос о земле
Однако в тогдашней советской практике была заложена мина. Земля давалась (за редчайшим исключением) на основании договора аренды. Частной собственности на землю в СССР существовать не могло. В принципе. Даже суррогата типа постоянного бессрочного пользования гаражникам не предлагали (исключения были, но в редчайших случаях).
А так, удел подавляющего большинства была аренда. Те пользование в течение определенного срока. Например, на 5 лет. В договоре было прописано, что город имеет право не продлить договор. За полгода до окончания периода аренды, город имел право потребовать выселения гаражников. Но на практике срок проходил, договор переподписывался на очередную пятилетку. Так проходили десятилетия.
И вдруг случилась смена социально-экономического строя. Земля стала стоить денег. А в мегаполисах огромных денег.
Если город решал продать участок, например, коммерческому застройщику жилья или мегаполис собирался проложить по территории автотрассу, то с точки зрения закона проблемы не было. Послали уведомление, дали полгода, и все.
Но на практике попробуйте вы тронуть, например, 500 семей автовладельцев. Они готовы биться, бросаться под бульдозеры и так далее.
Что кому принадлежит
Если посмотреть именно на букву закона, то все ясно. Гаражникам принадлежат боксы. Но эти боксы являются объектами некапитального строительства. Типа киосков, палаток.
Этим некапитальное строительство отличается от капитального, тех же жилых домов. В первом главное – земля, а во втором – именно здание.
А вот земельный участок – собственность города. И пользоваться этой землей гаражник может пока хозяин-город (в лице чиновника) не потребует съехать. Если потребует, то гаржник должен взять свое имущество и вывезти, допустим, себе на дачу. Ну, или с кашей съесть.
Жестоко? Да. Но ведь человек, который снимает 10 лет квартиру «от хозяина», обставил ее своей мебелью, не утверждает, что квартира его. Если спустя десятилетия собственник квартиры говорит квартиранту, что ему надо женить сына, а потому через полгода надо освободить жилье, то ведь никто же не возмущается. Квартиросъемщик никакой компенсации за освобождение чужой квартиры не требует. Даже само требование такое нормальному человеку кажется абсурдом.
Вот, если соотнести это с гаражами, то бокс это мебель, а земля – квартира.
Теперь цитата из свежей газеты «Правда» (21.12.2023)
«В первую очередь гаражники возмущаются тем, насколько бесцеремонно правительство Москвы подходит к юридической стороне вопроса. Подавляющее количество снесенных и подлежащих сносу строений были возведены ещё во времена СССР на абсолютно законных основаниях. В течение всех этих лет москвичи, ни от кого не скрываясь, будучи на виду у властей, добросовестно и непрерывно владели и пользовались гаражами, а также содержали их за свой счёт. Многие гаражи и автостоянки были в своё время построены ими, их отцами и дедами на их кровно заработанные деньги…. И вот вдруг, словно по мановению чиновничьей волшебной палочки, всё это вмиг стало не важно: гаражи уже не гаражи, а самострой и незаконные строения.
Как мы уже писали выше, тотальная расчистка столичной земли за счёт сноса гаражей осуществляется вразрез со статьёй 35 Конституции России, по которой «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда».
Конец цитаты.
И действительно тут две правды (без кавычек). Да, гаражи лет 30 назад возводились законно. Но и другое тоже правда, превращение гаражей в незаконный объект тоже соответствует букве нынешнего закона. Просто договор аренды не продлен. Соответственно бокс находится на чужой земле без правовых оснований.
Ссылка на 35 ст. Конституции в тексте коммунистической газеты нелепа: если я поставлю свой чемодан к вам в квартиру то, по той же «логике» это неприкосновенная собственность и вы не можете мой чемодан убрать? А если это не чемодан, а я всю вашу квартиру захламлю своей рухлядью?
Ваш корреспондент общался во времена правления Санкт-Петербургом губернатора Валентины Матвиенко с одним из высокопоставленных чиновников Смольного. Тогда ломали гаражи под возведение Западного Скоростного диаметра. И, применив силу, на боксы пустили бульдозеры. Мой собеседник признался, что сделали это, чтобы... не допустить социальной напряженности. Потому что, если бы городские власти действовали законным образом, то они бы подали в суд. Решение суда было бы очевидно – он обязали бы гаражников снести их боксы своими силами и за свой счет. Не сделали бы – городские власти бы снесли, но потом во втором процессе взыскали бы деньги за демонтаж с тех же гаражников.
А так скандальный снос был беззаконным уничтожением имущества (боксов), зато он дал основание заплатить хозяевам этих боксов по несколько десятков тысяч рублей из городского бюджета.
Благодетели
Недавно в масштабах России гаражникам сделали царский подарок. Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прозвали «гаражной амнистией» (по аналогии с «дачной амнистией»).
По нему граждане до 01.09.2026 года имеют право бесплатно получить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых находятся их гаражи (неважно капитальные или некапитальные). Если земля была выделена законно, причем до 30 декабря 2004 года (до введения в действие современного Градостроительного кодекса).
Еще раз. Получить они могут бесплатно. А вот при изъятии, например под строительство объекта городской инфраструктуры, гаражники уже получат деньги по рыночной цене земли.
Поэтому в столице департамент городского имущества расторг большую часть договоров аренды накануне вступления в силу закона о «гаражной амнистии». Все, законные основания для бесплатной приватизации земли отпали.
За чей счет банкет
В гениальной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» герой, попав на машине времени на место Ивана Грозного и собираясь приступить к царской трапезе, задается вопросом: «Кто будет оплачивать банкет?» Я лично считаю, что данный вопрос выше, чем гамлетовский «Быть или не быть?» Хотя бы потому, что можно и не быть, а платить за съеденное и выпитое придется всё равно.
Эксперты Коммунистической партии подсчитали, что наделение гаражников московских правом собственности на землю с последующим выкупом 100 тыс. боксов в год будет стоить столичному бюджету 40 миллиардов рублей каждый год.
Для сравнения весь городской бюджет такого регионального центра как Псков – 6,5 млрд рублей.
Я лично сейчас высказываю свое лично мнение: никакого имущества у гаражников не изымают. У них изымают землю, которая им не принадлежит. Это принципиально отличается от компенсации владельцам квартир в домах, которые строятся по градским программам (комплексного развития территорий, дорожного строительства).
Нет никакой социальной справедливости, что за счет всех горожан выплачиваются компенсации владельцам древних гаражных боксов.
Коммунистическая партия на словах за общенародную собственность. Но когда отдельные люди хотят захватить городскую землю, то почему-то это находит у коммунистов отклик. Хотя стоимость гаражной стоянки на 300 мест в столице (точней земли под ней) примерно равна стоимости хорошего предприятия среднего калибра. Но бесплатная приватизация свечного заводика «по Чубайсу» это ужас-ужас, а бесплатная приватизация автостоянки это радость и счастье.
Впрочем, где и когда у коммунистов была логика?