Finversia-TV
×

Разгонит ли конгресс США «банду четырех»? A A= A+

17.10.2020

Демократы в конгрессе США уже готовят послевыборные меры по жесткому регулированию крупнейших технологических компаний – Amazon, Apple, Facebook и Google.

7 октября прошел очередной важный этап в борьбе конгресса США с ведущими американскими высокотехнологическими компаниями – Amazon, Apple, Facebook и Google, суммарная стоимость которых составляет сейчас около $5 трлн. По результатам проходившего с июля 2019 года расследования был опубликован доклад на 449 страницах, в котором было предложено раздробить эти высокотехнологические компании на части и ограничить их дальнейшее развитие.

Самым ярким моментом расследования стал шестичасовой допрос руководителей этих компаний Сундара Пичаи, Марка Цукерберга, Джеффа Безоса и Тима Кука 29 июля 2020 года. Если у вас будет время – обязательно посмотрите запись этого впечатляющего события. Оно гораздо более захватывающее, чем многие популярные сериалы, и шесть часов пролетят незаметно. Ведь последнее риал-шоу подобного масштаба происходило в уже далеком 1989 году – слушания против компании Microsoft и допрос Билла Гейтса в Конгрессе США.

Тим Кук был вполне спокоен. Компания Apple на самом деле не является монополистом ни на одном рынке, а в ее экосистеме конкурировать с ней попросту некому. Джефф Безос впервые был на подобном допросе, но как самый богатый человек мира и основатель гигантской корпорации Amazon держался с достоинством и был вполне убедителен. Сундар Пичаи из Google выглядел зажато и чаще других обещал разобраться с излагаемыми ему законодателями проблемными ситуациями. Оно и верно – компании огромны, и знать о каждой происходящей в компании мелкой неприятности главе компании просто не под силу. Марк Цукерберг в подобных слушаниях, пожалуй, самый бывалый, его и Facebook законодатели терзают уже несколько лет. И именно Facebook легче всего обвинять в монополизме и угрожать разделением компании.

Каковы же основные претензии законодателей к компаниям?

Тяжелее всего приходится Facebook. Компании ставят в упрек скупку конкурентов – прежде всего Instagram и WhatsApp, монополизм в секторе рекламы в соцсетях, сбор информации о пользователях и некачественную модерацию постов пользователей, в результате чего стали возможны, например, вмешательство ботов в американские выборы 2016 года.

Основная линия атаки на Apple, которую нельзя обвинить в монополизме ни на одном рынке – высокая комиссия в магазине приложений для сторонних компаний и удаление приложений из магазина в случае непринятия его условий.

Компанию Google обвиняют в том, что она фактически выступает и покупателем, и продавцом рекламы и диктует цены на нее, использует одни свои сервисы для продвижения других, а контролируя рынок поисковых систем, редактирует поиск вручную в целях собственной выгоды.

Компании Amazon ставят в вину то, что она занимает доминирующее положение на рынке онлайн-продаж, при этом изучает данные продаж независимых продавцов в своей системе, создает аналогичные продукты, активно их продвигает и этим убивает продажи независимых компаний.

По большому счету, основные из изложенных законодателями претензий известны участникам рынка и широко обсуждаются уже не один год. Например, термин «банда четырех» был придуман в отношении этих крупнейших компаний еще в далеком 2008 году. Но сам факт подобной показательной порки не сулит ничего хорошего ни компаниям, ни владельцам их акций.

В отчете предложены возможные изменения антимонопольного законодательства, от самых умеренных до вполне революционных. Например, Google могут заставить выйти из YouTube, а Facebook – из Instagram и WhatsApp. Скорее всего, основным итогом расследования станет самый серьезный пересмотр антимонопольного законодательства Соединенных Штатов за последние десятилетия.

Сами компании категорически не согласны с выводами отчета. Например, руководство Amazon считает, что разделение одного интернет-магазина на несколько только затруднит для покупателей сравнение цен и товаров, и в итоге приведет к ухудшению выбора и росту цен. Facebook указал, что приобретенные им компании получили десятки миллиардов долларов на свое развитие и огромный приток новых пользователей. Apple заявила, что ее комиссионные в точности соответствуют комиссионным в других крупных магазинах приложений, а основная часть выручки магазина App Store достается разработчикам приложений. Google считает, что в отчетах представлены устаревшие и неточные утверждения конкурентов компании, а предложенные меры нанесут ущерб бесплатным сервисам, которыми пользуются сотни миллионов человек по всему миру, не принеся при этом явной выгоды.

Любопытно желание законодателей США ударить по бизнесу сильнейших американских компаний, с которыми компании из других стран пока не могут конкурировать по качеству и выбору сервисов. Ближе всего по числу пользователей и влиянию к американским технологическим гигантам подобрались подобные компании из Китая. В первую очередь – за счет огромного числа пользователей в самом Китае и из-за имеющихся в стране ограничений на работу зарубежных, в том числе крупнейших американских, интернет-компаний. Кстати, глава Facebook Марк Цукерберг уже предупреждал президента США Дональда Трампа, что основную опасность для высокотехнологичного сектора представляет не монополия крупнейших американских компаний, а их быстрорастущие китайские конкуренты. Например, китайский сервис TikTok, популярность которого быстро растет, уже напрямую конкурирует с Instagram. При этом Компартия Китая, естественно, не собирается бороться с монополизмом китайских компаний, а, наоборот, всячески способствует их дальнейшему росту.

В нынешнюю же пандемию коронавируса все интернет-компании получили мощнейший толчок к своему развитию. Недаром вся вышеназванная четверка показала хорошие результаты в самом провальном для оффлайн-компаний 2 квартале 2020 года. А с учетом ускорения развития пандемии во всем мире осенью весь 2020 год может оказаться для подобных компаний небывало успешным.

Нередко говорят, что акции этих компаний уже сильно переоценены рынком, а финансовые показатели не позволяют давать компаниям столь высокую оценку. Напомню, что основные критерии фундаментального анализа были придуманы во второй половине 20 века, когда ни интернет-компаний масштаба вышеназванной четверки, ни предоставляемых ими сервисов просто не существовало. Очевидно, для оценки подобных компаний нужна разработка новых критериев, которая еще находится на начальной стадии.

Чем же закончится эта схватка американских законодателей с ведущими американскими же компаниями? Многое будет зависеть от исхода приближающихся выборов президента США. В случае победы Джо Байдена по итогам доклада могут быть приняты самые неожиданные решения. Демократическая партия уже настаивала в конгрессе на наиболее серьезных мерах, а Джо Байден вряд ли сможет толком понять, как предлагаемые изменения повлияют на работу крупнейших американских компаний и вмешаться в развитие ситуации. Впрочем, и в случае возможной победы Дональда Трампа компании в лучшем случае смогут избежать самых жестких мер регулирования, но вот на недостаток внимания к себе законодателей жаловаться им не придется.

К законодателям США планирует подключиться и Еврокомиссия. Комиссар Еврокомиссии Тьери Бретон в конце сентября заявил, что Евросоюз намерен усилить контроль над крупнейшими цифровыми платформами, отнеся к ним вышеназванную четверку компаний. Речь идет о борьбе с дезинформацией, защите личных данных пользователей и защите менее крупных конкурентов. Любопытно, что при такой трогательной заботе о пользователях ничего подобного крупнейшим американским интернет-корпорациям на европейской почве так и не выросло.

Однако проблема на самом деле гораздо глубже, чем ее видят законодатели США и Евросоюза. Выросшие в крупнейшие мировые компании из небольших когда-то стартапов, Amazon, Apple, Facebook и Google теперь самим своим существованием уничтожают бизнесы множества компаний по всему миру. И даже если законодатели США с завтрашнего дня закроют эти компании, на их место придут крупные компании из Китая, которые в отсутствии вчерашних конкурентов станут еще более огромными. Причем отношение к пользователям у китайских компаний будет куда более жестким. Современные технологии быстро меняют даже самые традиционные отрасли экономики, и по большому счету никто сегодня не знает, что с этим делать и нужно ли что-то делать вообще.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru