Finversia-TV
×

Туризм снова в моде? A A= A+

16.12.2020

Россияне выбирают, куда поехать на новогодние праздники. А эксперты размышляют – свидетельствует ли успешное IPO компании AirBnb о начале возрождения эпохи массовых и доступных путешествий.

Пока россияне заняты тем, что пытаются найти себе удачное место отдыха на новогодние праздники, инвесторы ставят на возрождение эпохи массового туризма, а некоторые уже подсчитывают полученную прибыль. В ходе прошедшего 10 декабря IPO компания AirBnb привлекла $3,5 млрд., курс ее акций превышал $165, а стоимость самой компании достигала $100 млрд. Потом цена акций просела, и сейчас колеблется в районе $125. Что тоже почти вдвое выше цены размещения, которая составляла всего $68.

Все это тем более удивительно, что компания AirBnb работает в одной из наиболее пострадавших в 2020 году от пандемии отраслей – туристическом бизнесе. Напомню – компания была основана в 2008 году и стала одним из символов sharing economy или экономики совместного использования вещей. Эта компания принципиально изменила рынок туристических услуг и краткосрочной аренды жилья, дав возможность владельцам квартир и домов сдавать свое жилье туристам со всего мира. Главной проблемой, которую удалось решить компании – убедить владельцев жилья сдавать свои квартиры и дома незнакомым людям из разных стран, а туристов – поселиться у незнакомых хозяев.

Для этого компания выстроила целую систему мер, включающую проверку добросовестности клиентов, безопасность платежей, стандарты чистоты и уборки. Перед тем, как бронировать жилье, компания дает возможность списаться с его хозяином и прояснить интересующие гостя вопросы. Например, есть ли рядом с жильем супермаркеты и остановки общественного транспорта, можно ли где-нибудь рядом вкусно пообедать и какой вид открывается из окон дома. Оплата за бронирование проходит через сайт AirBnb, и перечисляется владельцу жилья только через сутки после заселения гостя. После выезда гостя хозяин жилья и гость выставляют друг другу на сайте компании оценки, которые формируют их рейтинг и учитываются следующими клиентами.

Всего за 13 лет работы компании AirBnb 4 миллиона владельцев жилья в 110 тысячах городов и 220 странах приняли 825 миллионов гостей. А на конец сентября 2020 года в базе компании содержалась информация о 7,4 миллионах домов и квартир.

Пандемия коронавируса нанесла мощнейший удар по бизнесу AirBnb. Объем выручки компании упал втрое. Глава компании Брайан Чески в разгар первой волны пандемии уволил четверть сотрудников, резко сократил расходы компании и привлек дополнительное финансирование от инвесторов. Но самое главное – он изменил стратегию работы компании, максимально приспособив ее к запросам туристов эпохи пандемии.

Кроме аренды жилья в крупных и популярных у туристов городах, Брайан Чески сделал упор на предложения квартир и отдельно стоящих частных домов в небольших городах, которые находились в пределах 500 км. от любителей путешествий и в которые легко можно было добраться на собственном автомобиле. Это снизило зависимость отдыха от возможных закрытий границ и проблем с авиаперелетами, а также минимизировало опасность заражения коронавирусом в пути и на отдыхе. После принятых мер выручка компании в 3 квартале 2020 года не только восстановилась, но даже превысила докризисную.

Как всегда, у стратегии AirBnb есть не только поклонники, но и критики. Они справедливо указывают на слабые места бизнеса компании. Некоторые страны еще до начала пандемии ограничивали работу AirBnb, опасаясь роста цен на краткосрочную аренду жилья и возникновения дефицита арендного жилья для местных жителей. Также негативным фактором считают накопленные компанией убытки в размере $2,1 млрд. и возможные потери компании от новых волн пандемии. Кроме того, даже оценка стоимости компании в ходе IPO многими экспертами считается завышенной, а нынешняя рыночная стоимость акций – просто фантастической.

Дальнейшая судьба компании AirBnb будет зависеть от того, правильно ли топ-менеджеры компании угадали направление трансформации отрасли массового туризма. Сейчас эксперты по турбизнесу предполагают, что в ближайший год любители путешествий заменят прежние перелеты в далекие страны и пребывание в огромных престижных отелях путешествиями на собственном автомобиле в пределах нескольких сот километров от дома и ночевками в арендованных заранее квартирах или частных домах. Именно на таких путешественников и переориентируется компания AirBnb.

Возможно, схожие изменения в планировании своего отдых произойдут и у россиян. Но с учетом климата нашей страны популярностью будут пользоваться не только поездки на автомобиле в соседние регионы и осмотр местных достопримечательностей, но и поездки на наши южные, в первую очередь – черноморские курорты.

Что же касается приближающихся новогодних праздников, то максимально популярные у российских туристов регионы ведут себя по-разному. Власти Петербурга – одного из самых популярных туристических городов страны, уже объявили, что в наступающие праздники туристам будут не рады. И закрыли все туристические развлечения, которые можно было закрыть. В Москве на праздничные каникулы тоже будут действовать достаточно серьезные карантинные ограничения, хотя и не столь жесткие, как в Петербурге. А местные власти Сочи и Красной Поляны, наоборот, объявили, что не могут обмануть доверие туристов и готовы принять на праздниках более 300 тысяч гостей. Ограничения на отдых здесь тоже будут, но весьма щадящие.

Понравившиеся во время отдыха на новогодних праздниках места могут пригодиться россиянам и во время майских праздников. Ведь по прогнозам президента Российского союза туриндустрии Андрея Игнатьева, большинство ранее популярных у россиян зарубежных направлений отдыха будут недоступны как минимум до сентября 2021 года.

Что касается перспектив борьбы с пандемией, которая и стала основной причиной тяжелейшего кризиса туристической отрасли во всем мире, то тут ситуация будет сильно отличаться в разных странах. В Китае благодаря жесточайшим мерам борьбы с пандемией жизнь уже почти наладилась, а внутренний туризм почти вернулся к докризисным показателям. В Соединенных Штатах, одной из наиболее пострадавших от пандемии стран, начата массовая прививка граждан вакцинами производства компаний Pfizer и Moderna. При удачном стечении обстоятельств пандемию в ведущих западных странах удастся значительно ослабить уже весной 2021 года. А к осени ситуация может настолько улучшиться, что многие страны снимут ограничения для внутреннего туризма. Однако для туристов из других стран, скорее всего, ограничения будут действовать весь 2021 год.

Думаю, именно сценарий скорого выхода туристического бизнеса если не на докризисный, то на вполне приличный уровень и стал одной из причин невероятно удачного IPO AirBnb. А все хорошие для турбизнеса новости уже заложили в цену акций компании. Однако то, что множество частных инвесторов и крупные инвестиционные фонды поставили свои деньги на скорое возрождение турбизнеса, дает надежду, что масштабные карантинные меры скоро останутся в прошлом, а все желающие смогут вернуться к путешествиям в наступающем 2021 году.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »