БДМ:
Анатолий Борисович, когда мы обсуждали с вами
итоги прошлого форума, ситуация и в мировой, и в отече-
ственной экономике казалась очень зыбкой. Да и на самом
форуме часто звучали тревожные интонации. Но трудный
год позади, а впереди—как говорится, непочатый край ра-
боты. С каким настроением, на ваш взгляд, начинают 2010
год государства Содружества?
Если говорить коротко, настроение — деловое. Конечно, с
выходом из острой фазы кризиса проблемы никуда не делись,
а иные даже обострились. Но решать-то их все равно надо, и
способ здесь один—работать, искать новые подходы. Кстати,
и наступивший год объявлен в СНГ годом инноваций, а Рос-
сия, в свою очередь, председательствует в Содружестве.
БДМ:
Это обстоятельство как-то повлияло на тематику встре-
чи и на состав ее участников?
Что касается состава участников, то мы ожидаем, что в этом
году он будет более сильным. Кстати, вМоскву приедут не толь-
ко представители бизнес-структур, но и вице-премьеры всех
правительств государств Содружества. Напомню, что в нынеш-
нем году Россия возглавляет все уставные органы СНГ, в том
числе в Экономическом совете СНГ председательствует Игорь
Иванович Шувалов. Ожидается, что он выступит на форуме со
стратегическим докладом. А Министерство экономического
развития России выступает соорганизатороммероприятия, что
тоже, как вы понимаете, добавляет ему весомости.
Главная же тема встречи остается неизменной — реализа-
ция Стратегии экономического развития Содружества Неза-
висимых Государств на период до 2020 года. Собственно, для
того он и задуман: собрать вместе представителей власти и
бизнеса всех государств — участников СНГ, чтобы они мог-
ли предметно обсудить возникающие проблемы и нащупать
пути их решения. Ведь что греха таить, порой самые яркие,
нужные инновационные предложения долго плутают по
бюрократическим коридорам. И какие-то важные решения
принимаются с опозданием просто потому, что необходимая
информация не поступила вовремя. Форум же — это возмож-
ность прямого диалога, и опыт прошлой встречи подтвердил
его действенность.
Возвращаясь к вашему вопросу о настроении в бизнес-
сообществе СНГ, скажу, что понять его нам помогает мони-
торинг, который мы проводим в ходе подготовки форума. И
здесь, кстати, есть интересные наблюдения. Например, мно-
гие компании кризис заставляет теснее «прижиматься» к го-
сударству…
БДМ:
Действительно интересно. Ведь довольно долго гово-
рили о том, что, мол, помощи от государства бизнесу не
нужно, лишь бы оно «не мешало». Как вы считаете, это су-
губо российская тенденция?
Думаю, не только. Достаточно прислушаться к дискуссиям о
путях мирового экономического развития, которые ведутся
сейчас повсеместно. Кризис показал цивилизационный ту-
пик, в который зашло общество так называемого развитого
капитализма. Нельзя же, в самом деле, сводить прогресс че-
ловечества к безудержной погоне за маржой? Отсюда и мно-
гочисленные пирамиды, пузыри, финансовые и социальные
катастрофы. Так что действовавшая до кризиса модель капи-
тализма явно нуждается в радикальных реформах. И в пер-
вую очередь — в сближении позиций государства и частного
бизнеса. С пользой для общества, разумеется.
БДМ:
Думаете, это возможно?
Вполне. Именно эту цель преследует такая форма сотрудни-
чества, как государственно-частное партнерство.
БДМ:
Об этом много говорят сегодня, но чаще всего — не-
сколько туманно. А есть ли реальные примеры эффектив-
ности такого партнерства?
Конечно, есть. Да что далеко ходить: во многом за счет такого
сотрудничества в рекордно короткие сроки была построена
новая столица Казахстана — Астана. И все, кому удалось по-
бывать в этом городе, не скрывают восторга. Вообще, в Ка-
захстане государственно-частное партнерство задействовано
очень активно, думаю, здесь кроется одна из причин эконо-
мических успехов этой страны.
БДМ:
И какие механизмыфинансирования там используются?
Механизмы самые разные, причем хорошо известные: гаран-
тии, субсидии, прямые инвестиции. Но возглавляет эту рабо-
ту специально созданная структура — акционерное общество
со 100-процентным государственным капиталом. Это позво-
ляет и координировать проекты, и контролировать освоение
вложений, и планировать какие-то программы на будущее.
Здесь ведь работает очень простая логика. Каждый вкла-
дывает в проект то, чем располагает. Плюсы бизнеса извест-
ны — предприимчивость, «чувство рынка», заряженность
на результат, оперативность принятия решений. Минус, как
правило, недостаток денег на развитие или освоение прорыв-
ных технологий, которые, конечно, принесут отдачу, но со
временем. Государство располагает средствами — и это бес-
спорный плюс. А минус в том, что «с колес» решения здесь
принимать нельзя, поэтому, как я уже сказал, и застревают в
кабинетах интересные и нужные проекты.
БДМ:
Если следовать этой логике, то первым принципом
государственно-частного партнерства должно быть вза-
имное доверие — мы к нему готовы?
Возможно, готовы и не все, но тенденция-то прослеживает-
ся явная. Сегодня бизнес и государство нужны друг другу.
Понятно, что доверие само собой ниоткуда не появится, оно
формируется только реальными совместными делами. И та-
кими открытыми обсуждениями, каким стал наш форум.
БДМ:
Это пока лишь намерения или удалось сделать что-то
конкретное?
Вот совсем свежий пример — завод базальтовых труб, в фи-
нансировании которого примет участие Евразийский банк
33
январь–февраль 2010
Банки и деловой мир
Бизнес из первых рук:
Бизнес, который выжил