Стр. 21 - BDM_2010-03

Упрощенная HTML-версия

21
март 2010
Банки и деловой мир
Без границ:
Накануне события
БДМ:
Павел Павлович, за год, прошедший от форума до
форума, многое изменилось. Конечно, не все радует —
все мы пережили кризис и сегодня преодолеваем его по-
следствия. Но есть и положительные сдвиги — например,
создание Таможенного союза России, Беларуси и Казах-
стана…
Да, создание Таможенного союза — событие, без преувели-
чения, знаковое. Это первая наднациональная структура,
которой государства — участники СНГ добровольно делеги-
ровали часть своего суверенитета.
БДМ:
Звучит внушительно, а что это означает в реально-
сти?
Например, то, что решения Таможенного союза обязатель-
ны для исполнения всеми участниками экономической дея-
тельности — наравне с решениями отраслевых министерств
каждой из стран. Так что начало положено, и если не вмеша-
ются какие-нибудь непредвиденные обстоятельства, к союзу
начнут присоединяться и другие государства. Если же позво-
лить себе немного помечтать, то он вполне может стать тем
«союзом угля и стали», с которого начинался ЕС.
БДМ:
Ну а как скажется это событие на
финансово-банковской среде Содру-
жества, а если более конкретно — что
нового оно привнесет в деятельность
ФБС?
Начнем с того, что создание Таможен-
ного союза — это прецедент, если хо-
тите, свидетельство определенной смены тренда. Вы, на-
верное, заметили, что сейчас уже гораздо реже упоминают
СНГ как «инструмент цивилизованного развода»? Наобо-
рот, все чаще говорится об интеграционных процессах.
В известной степени этому способствовал кризис, но на
самом деле тенденция к объединению появилась раньше,
когда на смену некоторым, я бы сказал, эмоционально-
политическим лозунгам стали приходить сугубо прагмати-
ческие принципы. И оказалось, что можно без какого-либо
ущерба «самостийности» вести общие дела, реализовать
совместные проекты.
Все это отразилось и на банковской среде. До поры до
времени банки стран СНГ (и Россия здесь не исключение)
демонстрировали «эффект подсолнуха»: смотрели в одну
сторону, а друг друга не замечали. Собственно, ничего дур-
ного нет в том, что молодые коммерческие банки постсо-
ветского пространства оперативно принялись налаживать
корреспондентские отношения с крупнейшими финансовы-
ми структурами Европы и США — это помогло осваивать
международные стандарты, современные технологии, новые
услуги. Но вот на характер экономических отношений вну-
три СНГ все это практически не оказало никакого влияния.
Во всяком случае, до сих пор торговля ведется часто на до-
вольно примитивном уровне, смысл которого можно выра-
зить одним словом: предоплата. Короче говоря, «утром —
деньги, вечером — стулья». Как будто и не существует таких
инструментов, как гарантии, документарные аккредитивы и
многое другое.
Вот отсюда вытекает одна из самых главных наших за-
дач — повернуть участников рынка лицом друг к другу, по-
казать возможности сотрудничества, помочь налаживанию
отношений, предложить реальные проекты.
БДМ:
Однако, Павел Павлович, все же ФБС — структура
общественная, обладающая, конечно, определенными
полномочиями, но не административным влиянием. Ка-
кие же тогда механизмы вы можете использовать?
А влияние не обязательно должно быть административ-
ным и подкрепляться «телефоном с гербом». Более того,
нередко глобальные проекты зависают из-за того, что для
их реализации требуется одновременное согласие всех сто-
рон по всем пунктам — а подобное в природе случается
крайне редко, особенно если учесть разные скорости раз-
вития экономик стран СНГ. Значительно проще найти ва-
риант, когда в проекте задействованы два-три участника,
а взаимная выгода от сотрудничества наглядна. В качестве
примера можно привести Евразийский банк развития, ко-
торый был создан Казахстаном и Россией не так давно. И
посмотрите, как постепенно он превращается в полноцен-
ный международный проект — в число его участников уже
вошли Таджикистан и Армения, а со временем, уверен, до-
бавятся и другие. Потому что видят живой инвестицион-
ный организм, способный решать серьезные инфраструк-
турные задачи.
БДМ:
Но ведь в Содружестве есть Межгосударственный
банк, созданный еще в 1993 году. Правда, помнится, на
прошлогодней встрече в Кишиневе многие ее участники
сетовали на то, что банк не занимает того места в экономи-
ке СНГ, которое ему отводилось.
В этом нет ничего удивительного. Действительно, Меж-
государственному банку отводилась существенная роль в
развитии товарно-денежных отношений на постсоветском
пространстве. Но события повернули в другое русло, и 90-е
годы прошли главным образом под знаком некоей эйфории
от полученной независимости. Акцент в те времена прихо-
дился не на экономику, а на политические преобразования,
государственное строительство и так далее. Потребовалось
полтора десятилетия и несколько шоков для того, чтобы мно-
гие иллюзии развеялись. Иными словами, этап разрушения
завершился, и на смену ему неминуемо должен был прийти
Решения Таможенного союза обязательны для исполне-
ния всеми участниками экономической деятельности —
наравне с решениями отраслевых министерств каждой
из стран