стран, что облегчит формирование
широкой евразийской зоны сотрудни-
чества.
Вторая
инициатива носит одно-
временно и экономический, и гума-
нитарный характер — регулирование
трудовой миграции. Для России во-
прос чрезвычайно важный. Трудовые
эмигранты из СНГ вносят большой
вклад в развитие нашей страны, но
для нас это и очень дорогой вопрос.
Только за последнее десятилетие Рос-
сия заплатила за их труд около $70
миллиардов, поэтому мы крайне за-
интересованы в дальнейшем упоря-
дочении миграционных процессов,
повышении качества профессиональ-
ной подготовки мигрантов, цивили-
зованном решении их социальных
проблем. Трудовая миграция сегод-
ня — это прочная, живая ткань, спла-
чивающая постсоветские государства
и населяющие их народы.
Третий
блок наших инициатив ка-
сается сферы энергетики. Здесь я вы-
делил бы важнейшие задачи на 2010
год. Формирование прогнозов произ-
водства и потребления энергоресурсов
стран СНГ до 2020 года и в дальней-
шем — на основе соответствующих ба-
лансов. Совершенствование системы
технического регулирования в области
электроэнергетики, подготовка пред-
ложений по активизации договора об
обеспечении параллельной работы
электроэнергетических систем госу-
дарств — участников СНГ от 25 ноя-
бря 1998 года. Мониторинг, анализ и
подготовка предложений по коорди-
нации национальных долгосрочных
планов развития электроэнергетики.
Все это станет основой наших долго-
срочных отношений, без консенсуса по
которым развитие в этой сфере невоз-
можно.
Одно из приоритетных направле-
ний — реальные шаги по повышению
энергоэффективности в масштабах
всего постсоветского пространства.
Не секрет, что большинство наших
экономик — чрезвычайно энергоем-
кие. А это серьезный удар по нашей
международной конкурентоспособ-
ности. Закрепить общие подходы к
построению энергоэффективной эко-
номики предлагается в соглашении
о гармонизации мер политики стран
СНГ в сфере эффективного использо-
вания энергии.
Четвертый
пакет наших предложе-
ний направлен на совершенствование
инфраструктуры сотрудничества. В фи-
нансовой сфере мы считаем важным
подготовить и утвердить концепцию и
план действий по созданию платежно-
расчетной системы на базе националь-
ных валют стран СНГ, эффективно
используя возможности Межгосудар-
ственного банка СНГ.
В сфере транспорта предстоят рабо-
ты по поэтапной либерализации воз-
душного сообщения на пространстве
СНГ — в соответствии с инициативой
Минтранса России об отмене квоти-
рования по числу кресел и частотам.
Снятие ограничений по пунктам на-
значения и пунктам в третьих странах,
а также по числу назначенных авиа-
предприятий по паре городов. Столь
же важны либерализация транзитных
авиаперевозок и развитие транзитного
потенциала стран СНГ. И наконец, реа-
лизация соглашения о согласованном
развитии международных транспорт-
ных коридоров, проходящих по терри-
тории государств — участников СНГ,
включая формирование координаци-
онного комитета.
Пятый
блок — организационный.
Пора перестать измерять эффектив-
ность СНГ числом подписанных доку-
ментов. Как говорится, лучше меньше,
да лучше. Мы должны готовить до-
кументы ответственно и тщательно.
И подписывать только те, которые
устраивают всех участников — без
оговорок и изъятий. Не вижу ничего
страшного, если какие-то проекты не
найдут консенсуса. Значит, их стоит
воплощать на более узких площадках:
ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз.
Мы надеемся существенно продви-
нуться вперед в решении стратегиче-
ской задачи обеспечения продоволь-
ственной безопасности Содружества,
для чего необходимо завершить под-
готовку концепции и приступить к
заключению соглашений по отдель-
ным сегментам продовольственного
рынка.
Особый интерес представляет со-
глашение о рынке зерна. Напомню, что
в мировом производстве пшеницы на
СНГ приходится 12%, а в ее экспорте —
почти 30%. Поэтому, полагаю, следует
наращивать сотрудничество не только
в решении региональных задач, но и
теснее взаимодействовать на мировом
рынке. Ведь на мировых рынках сырья
и полуфабрикатов государства Содру-
жества — ключевые игроки, влияющие
на конъюнктуру и цены. Не призываю к
картельным соглашениям, но большая
согласованность действий нам точно не
повредит.
Есть и целый ряд направлений со-
вместной работы, требующих боль-
шего времени для достижения ре-
зультатов. Здесь мы предлагаем не
форсировать события, но стремить-
ся к конкретным договоренностям и
практической отдаче. Уже в нынеш-
нем году мы опробуем новые подходы
к развитию сотрудничества в некото-
рых ключевых секторах, получим не-
обходимый опыт, и результаты станут
основой для того, чтобы в следующем
году мы двигались бы уже на новых
основах и достойно бы встретили
двадцатилетие Содружества.
Пора перестать измерять эффективность СНГ числом
подписанных документов. Как говорится, лучше меньше,
да лучше
Регулирование трудовой миграции — для России вопрос
чрезвычайно важный. Но и очень дорогой вопрос
27
апрель 2010
Банки и деловой мир
Без границ