Стр. 26 - BDM_2010-04

Упрощенная HTML-версия

мы и правила общего экономического
пространства сформируют прочную
основу для долгосрочного сотрудниче-
ства. Проще говоря, то экономическое
пространство, куда входят государства
СНГ и Евросоюза, где существуют раз-
ные правовые режимы с различным ре-
гулированием, включая по отдельным
блокам наднациональное. Но при этом
экономическое законодательство, по
базовым институтам, действует на всем
этом пространстве, оно — единое.
Не будем забывать и про АТЭС.
Председательство в этой организации
Россия получит в 2010 году, и то, что
мы выработаем сейчас, предложим для
обсуждения партнерам по Азиатско-
Тихоокеанскому региону. Последова-
тельно проводя этот курс, мы действи-
тельно сможем построить глобальное
экономическое пространство. Но гло-
бальным оно станет не за счет навязы-
вания каких-то правил или стандартов,
а за счет координации и переплетения
деятельности различных стран и эко-
номических союзов.
Шестой вывод:
участие в большом
пространстве является гарантом со-
хранения национальной идентичности.
Ведь по отдельности каждая из стран
Содружества становится в той или иной
форме полем приложения нерегиональ-
ных сил. Интеграция наших государств
в мировое сообщество может идти и
по отдельности, но в этом случае неко-
торым странам, в силу их масштабов,
придется приложить дополнительные
усилия для сохранения национальной
идентичности.
Седьмой вывод.
Применительно к
интеграционным объединениям, ска-
зал бы так: тихо там, где никто ничего
не делает. Любое серьезное интегра-
ционное взаимодействие, связанное
с нахождением взаимоприемлемых
развязок по чувствительным вопро-
сам, выстраиванию балансов плюсов
и минусов, неизбежно проходит в
острых дискуссиях и спорах. Да, ино-
гда они сопровождаются и серьезны-
ми разногласиями, выплескиваются
в публичное пространство. Но это
говорит о том, что в организации ре-
ально решаются серьезные вопросы.
И о том, что партнеры честны друг
перед другом, ответственно относятся
к принимаемым решениям, поскольку
намерены их выполнять на практике,
а не забывать после подписания оче-
редной бумаги. Европейский союз
развивается, и в целом успешно, по-
стоянно разрешая то одну, то другую
конфликтную ситуацию. Да и государ-
ства Таможенного союза между собой
дискутируют, наверное, острее, чем с
другими своими партнерами. Но и за-
дачи они решают более масштабные,
охватывающие практически все сфе-
ры национальной экономики. Уверен,
что ЕС и СНГ сегодня готовы к более
активной работе, включая и острые
дискуссии о своем будущем. Именно
с точки зрения этих подходов мы се-
годня говорим о новых инициативах
России в СНГ.
Наше Содружество по традиции
принято критиковать: за вал докумен-
тов, за бюрократию, огромное коли-
чество структур и невысокую отдачу
от принятых решений. Все эти упреки
справедливы. С другой стороны, в СНГ
много ценного. Это, бесспорно, очень
востребованный для всех постсовет-
ских государств формат. Выход из СНГ
одного из его участников это доказал
на практике: Грузия попросила сохра-
нить возможность участия в 75 согла-
шениях, подписанных государствами
СНГ, поскольку без этого в одночасье
разрушилась бы вся система привыч-
ных взаимоотношений с партнерами.
Принимая во внимание интересы мил-
лионов простых граждан наших стран,
лидеры стран СНГ с таким подходом
согласились. Но менять работу СНГ
надо, и, думаю, мы вполне созрели для
того, чтобы двигаться вперед, модерни-
зировав принципы нашего взаимодей-
ствия.
В целом государства СНГ настрое-
ны на более тесное сотрудничество и
относятся к Содружеству позитивно.
Но пока нам недостает конкретных,
понятных, привлекательных для пар-
тнеров и реализуемых в реальном
времени инициатив. Интеграционная
идея не может апеллировать только
к будущему — она должна принести
осязаемые дивиденды уже нынешнему
поколению. Поэтому мы рассматрива-
ем задачу российского председатель-
ства как возможность придать новые
импульсы интеграционным процессам
на постсоветском пространстве путем
реализации ряда совершенно конкрет-
ных инициатив, обеспечивающих ре-
шение наиболее острых и актуальных
задач в формате многостороннего со-
трудничества.
Что конкретно мы предлагаем?
Первое
— ускорить и постараться
завершить в 2010 году работу над но-
вым договором о создании многосто-
ронней зоны свободной торговли СНГ.
Эта зона пока существует с большим
количеством изъятий и действует на
основании двусторонних соглашений.
В договоре будут регламентированы
все значимые вопросы применения
мер торговой политики в рамках СНГ,
в соответствии с нормами и правила-
ми мировой системы регулирования
торговли. Договор призван заменить
десятки двусторонних соглашений —
это упростит администрирование
внутрирегиональной торговли. Его
механизмы предусматривают и воз-
можность присоединения третьих
Менять работу СНГ надо, и, думаю, мы вполне созрели
для того, чтобы двигаться вперед, модернизировав прин-
ципы нашего взаимодействия
По отдельности каждая из стран Содружества
­становится в той или иной форме полем приложения
­нерегиональных сил
26
Банки и деловой мир
апрель 2010
Без границ