дифференциацией надзорных требо-
ваний. Хочу заметить, что и ученые-
финансисты, и банкиры-практики в
регионах поддерживают инициативу
введения подобного статуса, выдвину-
тую банковскими ассоциациями. Разу-
меется, двери в более высокую страту
для региональных банков должны оста-
ваться открытыми.
И здесь нельзя не отметить позитив-
ную работу ГК «Роснанотех», которую
она проводит с банками, вовлекая их
в процессы инновационного кредито-
вания. Применяя институт аккредита-
ции коммерческих банков, корпорация
открывает для банков и их клиентов
финансовые и организационные воз-
можности участия во внедрении инно-
вационных нанотехнологических про-
ектов практически в любой отрасли
промышленности. При этом банкам
предоставляется возможность высту-
пить в роли «упаковочной компании»,
которая по стандартам корпорации бу-
дет осуществлять поиск и подготовку
инвестиционных проектов для пред-
ставления их в ГК «Роснанотех» на пред-
мет финансирования. А при принятии
положительного решения о выделении
кредитных средств банк получает воз-
можность обслуживать денежные пото-
ки заемщика.
Практическим вопросам развития
инновационного кредитования было
посвящено заседание Комитета по кре-
дитованию малого и среднего бизне-
са Ассоциации региональных банков
России, которое прошло совместно с
ГК «Роснанотех», ОАО «Российский
банк развития» и представителями ре-
гиональных банков в середине апреля.
Мероприятие такого формата расши-
ряет спектр финансовых механизмов
для участников инновационных про-
ектов: предоставление долгосрочных
кредитных ресурсов банкам, лизинг
высокотехнологичного оборудования,
экспортно-импортные поставки и мно-
гое другое.
Это—хороший пример конструктив-
ного сотрудничества государственных
организаций и частных финансовых ин-
ститутов по развитию инновационного
кредитования. Вместе с тем, по нашему
мнению, подобную работу необходимо
поставить на системную основу, шире
использовать региональные площад-
ки, вовлекать в деятельность другие
государственные корпорации и регио-
нальные органы власти, что в конеч-
ном итоге позволит активизировать эти
процессы.
Следующее предложение (коллектив-
ный результат обсуждения экономиче-
ских проблем профессорско-препода
вательским составом и специалистами
профильных банковских кафедр НФ
НИУ «ГУ-ВШЭ», НГУ им. Н.И. Лоба-
чевского и Волго-Вятской академии го-
сударственной службы при Президенте
РФ) связано с ресурсной базой банков,
которая сегодня явно недостаточна для
финансирования амбициозных и жиз-
ненно необходимых программ модер-
низации экономики и инновационного
развития.
Эту проблему можно было бы ре-
шить с помощью целевой кредитной
эмиссии — под обеспечение высоко-
ликвидными на мировых рынках при-
родными ресурсами и произведенными
из них товарами. Понятно, что у потен-
циальных участников проектов сразу
же возникает вопрос: а пойдут ли эти
средства именно на цели, для которых
предназначены?
Вопрос не праздный, но вполне ре-
шаемый. Во-первых, необходимо орга-
низовать соответствующий контроль со
стороны государства и системообразую-
щих банков. Во-вторых, должна приме-
няться прозрачная схема кредитования,
основанная на форме государственно-
частного партнерства: деньги направ-
ляются на специальные счета в банках
лишь тем представителям малого и
среднего бизнеса, кто способен к софи-
нансированию проекта и может аргу-
ментированно доказать экспертам его
эффективность.
Однако в таких случаях, на наш
взгляд, к банкам-кредиторам следо-
вало бы применять иной режим над-
зора и другие резервные требования,
предусмотрев режим стимулирующего
надзора. Если банк берет на себя повы-
шенные риски, стоит ли отягощать его
значительными отчислениями в резер-
вы на возможные потери? Поэтому во-
прос о рисках и их перераспределении
среди всех участников, включая госу-
дарственные структуры, является од-
ним из ключевых.
Президент России Д.А. Медведев
на одной из встреч с представителями
бизнес-сообщества отметил, что госу-
дарство готово рассмотреть вопрос о
распределении рисков кредитования,
однако сначала надо договориться о
том, какое кредитование может быть
квалифицировано как инновационное.
На наш взгляд, одним из инструмен-
тов, упорядочивающих процессы инно-
вационного кредитования, может стать
стандартизация. Поскольку в процессе
такого кредитования могут участвовать
государственные организации (кор-
порации и банки), органы региональ-
ной власти, частные банки и субъекты
предпринимательства различных форм
собственности, система стандартов мо-
жет быть многоуровневой: стандарт
предприятия — отраслевой стандарт —
государственный стандарт.
В частности, в качестве отраслевых
стандартов для банковского сектора мо-
гут быть приняты (после соответствую-
щей модификации) уже разработанные
банковским сообществом Стандарты
качества банковской деятельности.
В широком понимании такие стан-
дарты не только устанавливают сово-
Одним из инструментов, упорядочивающих процессы инно
вационного кредитования, может стать стандартизация
Главным критерием должна быть способность банка прини-
мать индивидуальные кредитно-инвестиционные решения
25
май 2010
Банки и деловой мир
Бизнес из первых рук:
разные лики надзора