Разные лики надзора
Последний раз мы задавали вам в рамках анкеты БДМ вопросы, связанные с над-
зором, три года назад. Дискуссия, которая развернулась тогда, оказалась и ин-
тересной, и полезной. Достаточно сказать, что в период кризиса Банк России
использовал многие из предложений, высказанных нашими читателями.
Поэтому мы решили вновь обратиться к этой теме. И еще по одной причине —
в июне Банк России отмечает 150-летие. А, как известно, самый лучший способ
отметить юбилей — поговорить о проблемах.
Кстати, как говорится, спасибо кризису: за минувшие полтора года характер
диалога между банками и регулятором заметно изменился. Не то чтобы совсем
исчезли какие-то взаимные претензии — работа есть работа. Но практически
каждый участник опроса отмечает открытость позиции Банка России — и так же
открыто излагает свое мнение. А ведь это, пожалуй, главное…
1
Назовите три самых полезных с
точки зрения развития банков-
ской системы страны решения Банка
России — и три наиболее сомнитель-
ных. Временной отрезок мы не опреде-
ляем — это может быть последний год,
а может быть и десятилетие…
2
Как вы оцениваете количество
и качество нормативных доку-
ментов, выходящих из Банка России?
Достаточно ли ясным языком они на-
писаны? Не допускают ли двойных
толкований? Учитывают ли специфику
конкретного бизнеса?
3
Действия Банка России на пике
кризиса показали, что регулятор
умеет работать и решительно, и опера-
тивно. Какие из антикризисных мер по-
лезно было бы сохранить и в «мирное»
время?
4
Как складываются ваши отноше-
ния с представителями надзорного
органа? Опасаетесь ли вы их, уважаете
ли, доверяете ли их мнению?
5
Вот уже несколько лет с перемен-
ной активностью обсуждается во-
прос о том, чтобы вывести надзор из
компетенции Банка России в отдельную
структуру. Как вы относитесь к этому
предложению?
1
С точки зрения практической деятельности в качестве
одного из наиболее полезных решений Банка России мож-
но отметить упрощение процедуры реорганизации кредитных
организаций в форме слияния и присоединения. Новая проце-
дура позволила значительно уменьшить сроки рассмотрения
документов, предоставляемых в Банк России, что позитивно
отразилось на процессе объединения банков.
Конечно, нельзя не упомянуть о тех решениях, которые
были приняты Банком России для предотвращения финан-
сового кризиса, и в первую очередь о возможности получе-
ния кредитными организациями кредитов без обеспечения.
Другим полезным решением Банка России, по моему мнению,
является введение института кураторов, который является
одним из важных элементов банковского надзора, позво-
ляющим осуществлять своевременную двустороннюю связь
между кредитной организацией и регулятором.
2
В целом к качеству нормативных актов Банка России се-
рьезных претензий нет — для всех кредитных организа-
ций они являются важной частью нормативного регулирова-
ния их деятельности. Однако иногда документы эти требуют
дополнительных разъяснений. К сожалению, в отдельных слу-
чаях регулятор «запаздывает» с принятием нормативных ак-
тов, которые должны быть введены в действие в соответствии
с федеральными законами либо необходимы в силу объектив-
ных причин. Так, например, было с хранением бухгалтерских
документов в электронном виде, которое довольно долго вы-
зывало вопросы у банков, но было нормативно урегулировано
только в конце прошлого года.
Есть
готовность
к диалогу
Юлия ОРЕШКИНА
Директор дирекции юридического сопровождения
ОТП Банка
28
Банки и деловой мир
май 2010
Бизнес из первых рук:
разные лики надзора