43
май 2010
Банки и деловой мир
Без границ
HN:
Не так давно мировые рейтинго-
вые агентства пригрозили некоторым
странам, включая Чехию, что, если
они не улучшат состояние своих бюд-
жетов, их рейтинги будут снижены.
Этот шаг приведет к удорожанию го-
сударственного долга. Насколько су-
щественна такая угроза?
Это возвращение к нормальной жизни.
После кризисного года мы все понима-
ем, что ни одна из стран не осталась не-
уязвимой, и те, что находятся в худшем
положении, будут вынуждены платить
более высокие проценты, чем другие.
Ничего плохого в этом нет.
HN:
Может этот шаг вызвать вторую
волну кризиса?
Пока еще рано делать выводы, так как
неизвестно, что произойдет. Риск сни-
жения стоимости или потери активов
не исчез, а перешел из бухгалтерии
частных балансов, в основном банков,
в государственные бюджеты стран.
При этом выяснилось, что некоторые
страны могли себе это позволить, а
другие — нет. Те страны, которые не
могли себе этого позволить, теперь
страдают.
HN:
Но и проблемные страны выпу-
скают облигации, которые опять
выкупают частные финансовые ин-
ституты. Это не спровоцирует новые
проблемы?
Вторичный кризис не исключается:
финансовые институты являются важ-
ной составной частью государства, ко-
торое выступает их гарантом. Кроме
того, представляется, что проблемные
страны связаны между собой. Напри-
мер, большая часть греческих облига-
ций находится на балансах итальянских
банков. Это означает, что при ката-
строфическом развитии событий (если
итальянские банки окажутся в беде, а
государство захочет им помочь) это ав-
томатически переместит долги Греции в
государственный бюджет Италии.
HN:
Насколько эта ситуация опасна для
Чехии? Сможет государство найти ин-
весторов для вновь выпущенных об-
лигаций?
Нашей страны это коснется косвенно,
мы в состоянии финансировать более
высокие проценты за долг. Инвесторы
ведут себя более осторожно, вниматель-
но присматриваются к тому, что проис-
ходит. Это вовсе не значит, что в данный
момент они чувствуют насущную про-
блему. Но они внимательно следят за
неудачным трендом государственных
финансов Чехии, который, как они пра-
вильно полагают, не исчезнет автома-
тически, когда в стране восстановится
1–2-процентный экономический рост.
Инвесторы ожидают, что после вы-
боров будут выработаны четкие ориен-
тиры, которые позволят урегулировать
ситуацию. Я не хочу рассуждать о поли-
тике, но в данной ситуации, когда инве-
сторы видят, например, что через полго-
да мы будем вновь обсуждать, кто станет
председателем Палаты депутатов, это по
меньшей мере вызывает беспокойство.
HN:
Существует ли опасность того, что
долговая «инфекция» проблемных
стран может переместиться в чешские
банки?
Пока мы не видим прямой угрозы зара-
жения. Банки ведут осторожную поли-
тику и покупают в основном долговые
облигации Чехии, так как в других слу-
чаях должны считаться с валютными
рисками. Просто у них нет достаточных
резонов инвестировать в экзотические
ценные бумаги.
HN:
Как вы относитесь к идее создания
европейского рейтингового агентства?
По моему мнению, это абсурдная идея.
Хотя, действительно, известные рей-
тинговые агентства имели тенденцию
к слишком позитивным оценкам, так
как проплачивались теми, кого должны
были оценивать. И это способствовало
возникновению кризиса. Сегодня Евро-
па решила урегулировать этот конфликт
интересов, одновременно предлагая соз-
дать собственное агентство, поскольку
рейтинги некоторых государств явля-
ются весьма позитивными.
Однако, по моему мнению, лучше по-
смотреть, какие законодательные меры
могут позволить нам избежать неверо-
ятно оптимистических банковских рей-
тингов (безусловно, включая рейтинги
предлагаемого будущего учреждения), и
использовать эти меры. И если мы обна-
ружим, что у нас их нет, попытаться их
сформировать. В противном случае, мы
пошли бы против одной из основных за-
дач защиты безопасности вкладов.
HN:
Некоторые члены еврозоны приш-
ли к идее создания европейского ва-
рианта Международного валютного
фонда. Позволит ли создание такого
учреждения избежать повторения
«проблемы по-гречески»?
Это зависит от того, на каких условиях
этот фонд создавать. Если на основе не-
мецких предложений, то он будет функ-
ционировать еще жестче, чем МВФ.
И отчисления в него производили бы
только те страны, которые нарушают
финансовую дисциплину. Это могло бы
привести к усилению фискальной дис-
циплины в еврозоне.
Другие страны предлагают создать
такой фонд в качестве института, кото-
рый должен помогать в подобных ситуа-
циях. И это не обязывало бы страны ни
к чему.
HN:
Какие уроки на самом деле препод-
нес кризис? В процессе кризиса гово-
рили, что мир теперь станет другим,
но кажется, что все возвращается на
круги своя…
Прежде всего это политический урок —
не вступать в зону евро, пока страна не
имеет условий для этого. Зона евро ав-
томатически не решит существующих
проблем.
Это и те важные изменения, особенно
в регулировании, которые сегодня фор-
мируются отчасти стихийно, отчасти
организованными усилиями. Предло-
жения по новой финансовой архитек-
туре исходят от Базельского комитета и
ужесточают существующие требования
к капиталу. Хотя еще неясно, насколь-
ко надо изменить этот показатель — он
не должен ограничивать финансовые
учреждения, если они способствуют
экономическому росту. К тому же если
требования к капиталу будут на том
уровне, какой сейчас предлагается, то
это значит, что большинство банков-