29
июнь 2010
Банки и деловой мир
Без границ:
путь к евразийской интеграции
ное экономическое пространство будут
стремиться новые участники, которых
сегодня сдерживают либо объективные
причины, либо известная осторожность.
Так или иначе, но сложившийся уровень
взаимодействия хозяйствующих субъек-
тов стран СНГ требует более эффектив-
ной интеграции их финансовых систем,
а в дальнейшем взаимопроникновение
экономик будет усиливаться — это про-
цесс объективный. И в этих условиях
особое значение приобретают финансо-
вые центры — такие, как уже созданный
в Алматы Региональный финансовый
центр и будущий Международный фи-
нансовый центр в Москве.
Такие центры выполняют роль «про-
водников» экономической интеграции
и создают условия для продуктивного
сотрудничества национальных финан-
совых систем. Главная их цель — предо-
ставить благоприятные возможности
инвесторам и создать источники фон-
дирования субъектов экономики как
страны-резидента, так и других стран.
С этой точки зрения, безусловно, воз-
растает роль фондовых бирж.
Уже сегодня на Казахстанской фон-
довой бирже в рамках развития нашего
Регионального финансового центра уда-
лось создать оптимальные условия для
привлечения инвесторов, эмитентов и
профессиональных участников из других
стран. Деятельность центра базируется
на определенных конкурентных преиму-
ществах, связанных с налоговым законо-
дательством, государственной поддерж-
кой, либеральной системой регистрации
участников. Это дает нам основания рас-
считывать на гармоничное вхождение
казахстанской финансовой системы в
мировую, а следовательно, на развитие
национальной экономики за счет роста
оборотов торговли, количества участни-
ков и финансовых инструментов.
Положительным примером взаимо-
действия товарно-финансовых систем
Казахстана и России стало создание в
Казахстане товарной биржи «Евразий-
ская торговая система» на базе торговой
платформы российской фондовой бир-
жи РТС. Этот шаг наглядно показал, что
развитие торговых информационных
систем может служить одним из методов
взаимодействия финансовых систем, по-
вышающих в результате конкурентоспо-
собность, открытость и мобильность.
Можно предполагать поэтому, что ин-
теграция товарных рынков региона соз-
даст условия для дальнейшей интегра-
ции всех финансовых систем ЕврАзЭС.
Надо, однако, понимать, что на разви-
тие финансовых центров влияет фактор
усиления конкуренции бирж на между-
народном уровне. Причем на местных
рынках успешно развивающихся стран
соперничество становится еще острее.
И единственным методом противо-
стояния внешним конкурентам может
стать интеграция финансовых систем в
рамках финансовых центров — это по-
может несколько выровнять позиции
и создать справедливые конкурентные
условия.
По моему твердому убеждению, пла-
ны финансовой и экономической инте-
грации в рамках СНГ вполне реальны.
Другое дело, что существуют объек-
тивные обстоятельства, тормозящие
этот процесс. И в первую очередь — не-
синхронность экономических циклов
стран Содружества, обусловленная
разными стартовыми позициями. По-
этому на первом этапе стоит говорить
о гармонизации финансовых систем
стран, намеревающихся создать еди-
ное экономическое пространство. Как
известно, этот процесс предполагается
завершить к началу 2012 года — так что
программа имеет и четкие временные
ориентиры.
Но, как я уже говорил, для успешного
продвижения на этом пути необходимо
как минимум снизить существующие
барьеры: привести в соответствие зако-
нодательства государств, проработать
условия взаимного снижения уровня
рисков, признать субъекты инфра-
структуры, унифицировать торговые
платформы и так далее. На практике эти
достаточно общие задачи выливаются
в массу конкретных вопросов — в чем,
собственно, и сложность.
Скажем, гармонизация законов о
рынке ценных бумаг потребует сопо-
ставить регуляторные требования в
разных сегментах финансового секто-
ра, включая фондовый рынок. А зна-
чит, нужно координировать действия
национальных регуляторов. Но когда
эта проблема будет решена, мы полу-
чим возможность либерализовать меж-
национальный рынок капитала, с одной
стороны, и обеспечить права и закон-
ные интересы инвесторов — с другой.
Будут устранены и барьеры на пути
размещенния ценных бумаг эмитентов-
нерезидентов.
Что касается рисков, то сейчас, на
фоне мирового кризиса, задача их ми-
нимизации выходит на первый план.
Прежде всего, конечно, нужны превен-
тивные меры. Но не менее важна и си-
стема мер раннего реагирования, и опе-
ративное устранение возникших рисков,
способных нарушить целостность обще-
го рынка финансовых услуг.
Актуальна и задача унификации тор-
говых платформ, поскольку сегодня вы-
бор слишком богат. В принципе непло-
хо, когда есть гибкая линейка тарифов,
когда используются самые передовые
технологии и инструменты. Однако на
практике подобный «разнобой» нередко
создает проблемы. Разумеется, унифика-
ция должна предполагать соответствие
международным стандартам, иначе наш
объединенный рынок не сможет конку-
рировать с тем же Евросоюзом. Стоит,
на мой взгляд, присмотреться к инфра-
структуре фондового рынка Южной Ко-
реи. Здесь работает единый провайдер
IT-услуг —KOSCOM, созданный при со-
вместном участии правительства страны
и Корейской фондовой биржи. Причем в
сферу деятельности KOSCOM входят не
только фондовый рынок, но и страховые
компании, банки, правительственные
учреждения.
Есть хороший пример и для разра-
ботки депозитарно-клиринговой систе-
мы — Euroclear, обслуживающей как
межстрановые операции с ценными
бумагами, так и операции, связанные с
расчетно-депозитарной деятельностью,
на NYSE Euronext и Лондонской фондо-
вой бирже.
Словом, работы предстоит много,
но и цель достойная: ведь интеграция
национальных финансовых систем —
принципиальный шаг на пути к единому
экономическому пространству.