Стр. 9 - BDM_2010-07

Упрощенная HTML-версия

9
июль 2010
Банки и деловой мир
Позиция
политизированных решений, потому
что независима. Где государство выпа-
лывает сорняки, а не выдергивает все
без разбора, включая полезные расте-
ния. И где чиновники занимаются го-
сударственными делами, не смешивая
их с бизнесом…
Работа предстоит сложная и в из-
вестной мере «скучная»: какие-то зако-
ны потребуется пересмотреть, какие-то
принять заново. Но без этого мирового
финансового центра не выстроить, раз-
ве что потемкинскую деревню. Самое
же главное состоит в том, что в процес-
се этой подготовки мы сможем решить
многие из тех проблем, которые связы-
вают нашу экономику, как говорится, по
рукам и ногам. Мы просто вынуждены
будем проводить структурные рефор-
мы и менять экономические акценты.
А значит, всерьез развивать малый и
средний бизнес и по-настоящему впи-
сывать в экономику банковский сек-
тор. Сейчас критически важно создать
такие механизмы финансирования и
кредитования, которые позволили бы
реализовать потенциал малого пред-
принимательства — заложить «подпо-
чву» рыночной экономики.
БДМ:
Так ведь не очень-то любят банки
возиться с маленькими: слишком мно-
го хлопот, да и залогами эти заемщики
не богаты.
Можно подумать, мы первыми стол-
кнулись с такой проблемой… Для
того и существуют институты разви-
тия, чтобы ее решать. Здесь, на мой
взгляд, нужно совершенно изменить
саму концепцию деятельности Внеш­
экономбанка — она должна быть ори-
ентирована если и не исключительно,
то преимущественно на поддержку
среднего, малого, семейного и иннова-
ционного бизнеса. Банк развития тем
и отличается от коммерческого банка,
что его задача — не самому получать
прибыли, а помогать тем, у кого эти
прибыли еще только впереди. Не надо
лукавить: коммерческий банк никогда
не станет источником ресурсов для
венчурного бизнеса, его в этом благом
начинании не поддержат ни акционе-
ры, ни регулятор. Здесь совсем другая
формула работает, и изобретать ее не
надо — достаточно посмотреть, как
работает KFW в Германии.
БДМ:
Остается сакраментальный во-
прос: откуда брать длинные деньги?
Снова из государственного кармана?
Целевые взносы государства — толь-
ко один из источников. Банк развития
вполне может разместить долгосрочные
облигации — у Внешэкономбанка они,
кстати, имеют суверенный рейтинг.
Если же брать проблему длинных
денег шире, то вместо того, чтобы
толочь в ступе воду по поводу безот-
зывных вкладов, нужно просто вы-
пустить обращающиеся сертификаты.
Ко всему прочему на рынке появится
простой и эффективный инструмент,
который можно будет продавать и по-
купать.
Еще одна возможность получить, мо-
жет, и не столь длинный, но устойчивый
ресурс — страхование депозитов инди-
видуальных предпринимателей. Пря-
мой путь вывода денег из теневой или
полутеневой экономики в банковский
сектор. А в надежности этого источника
можно не сомневаться: общеизвестно,
что именно мелкий предприниматель —
самый обязательный заемщик. У него
ведь с его маленького бизнеса вся семья
кормится, станет ли он рубить под со-
бой сук?
Я привел только две возможности
найти длинные деньги — из тех, что ле-
жат на поверхности. На самом же деле
их много больше.
БДМ:
Итак, Александр Андреевич, да-
вайте подведем итог нашему разгово-
ру. Есть ли все-таки выход из кредит-
ного ступора?
А безвыходных положений вообще не
бывает. В данном же случае важно по-
нять, какие основные факторы спрово-
цировали кредитную стагнацию. Они
известны: бремя проблемной задолжен-
ности, высокие и неопределенные риски
кредитования, сжатие совокупного спро-
са в связи с экономическим спадом.
Отсюда и пути выхода. Понятно, что
в первую очередь нужно стимулировать
предпринимательскую инициативу.
И здесь направление очевидно: под-
держка малого и среднего бизнеса, ли-
берализация условий для приложения
капитала, раскрепощение деловой ини-
циативы. Логично ложится в эту схему
и решение проблемы плохих долгов —
нельзя пускать это дело на самотек.
Другое дело, что и списывать все долги
чохом не стоит, и безнадежно больным,
неэффективным предприятиям придет-
ся уходить с рынка.
Что касается рисков, то, скажем, в
венчурном финансировании хорошо
известны механизмы государственных
и муниципальных гарантий. По этому
пути шли и продолжают идти все стра-
ны, создавшие конкурентоспособную
экономику. И в нашей стране уже дей-
ствует целый ряд фондов для поддержки
инновационного бизнеса, но где-то они
работают, а где-то существуют только
на бумаге. Так вот, нужно, чтобы все эти
структуры действовали в полную силу, а
не просто проедали бюджетные деньги.
Разумеется, простых путей выхода из
стагнации не существует, но для меня
совершенно очевидно, что без высво-
бождения духа предпринимательства,
особенно в сфере малого и среднего
бизнеса, нам вряд ли удастся выстроить
новый, инновационный контур россий-
ской экономики.
Надо переводить в плоскость практических решений
идею превращения России в мировой финансовый центр
Лучший способ уйти от ответственности — раздробить
ее, переложив тем самым на другие плечи, так что и кон-
цов не найдешь