Стр. 14 - BDM_2010-07

Упрощенная HTML-версия

О
мбудсмен — слово шведское, из-
вестно аж с 1809 года, и обозна-
чает человека, представляющего инте-
ресы гражданина в государственных
структурах. У нас чаще употребляется
другое выражение: уполномоченный
по защите прав — человека, ребенка и
так далее.
Впрочем, суть не в термине, а в его
содержании. О необходимости созда-
ния института финансового омбуд-
смена заговорили еще в 2004-м, когда
в разгар «кризиса доверия» начались
очередные демонстрации обиженных
вкладчиков. И тогда стало ясно: кли-
ентских исков к банкам столько, что
судебные дела могут рассматриваться
годами. Ну а почему обязательно суд?
Есть же принятая во всем мире прак-
тика внесудебного урегулирования по-
добных споров, тем более что законом
о потребительском кредитовании она
предусмотрена и у нас.
Правда, тогда, в 2004 году, банки-
ры не поддержали идею, выдвинутую
АРБ, посчитав, что справятся сами. Но
к осени 2008-го стало ясно: не справ-
ляются. И теперь уже Ассоциация
региональных банков России высту-
пила инициатором создания в нашей
стране бюро финансового омбудсмена
(БДМ рассказывал об этом в ноябре
2008 года).
Сегодня проект обрел уже впол-
не внятные и конкретные очертания.
Однако прежде чем изложить его
основные положения, вице-президент
Ассоциации «Россия»
Олег ИВАНОВ
представил собравшимся подробный
обзор опыта, накопленного в этой
области за рубежом, уделив особое
внимание Германии, где процедура с
участием омбудсмена введена летом
1992-го Союзом немецких банков (ана-
логом наших банковских ассоциаций).
Назначение на этот пост — прерогати-
ва правления союза, срок деятельно-
сти — три года. Правление вправе на-
значить омбудсмена и повторно, а вот
освободить его досрочно можно толь-
ко при наличии очень веских основа-
ний. Важные детали: кандидат в тече-
ние трех лет до назначения не должен
работать в какой-либо из банковских
структур. И разумеется, у него должно
быть право занимать должность судьи
(кстати, часто омбудсменами стано-
вятся именно вышедшие в отставку
судьи).
Немецкий омбудсмен рассматрива-
ет не все жалобы: за редкими исключе-
ниями — это обращения частных лиц.
Кроме того, он не конкурирует с судеб-
ными инстанциями и не принимает в
работу жалобу, если ее уже рассматри-
вал суд.
Понятно, что омбудсмен — вовсе не
«одинокий борец за справедливость».
При Союзе немецких банков действует
центр по обработке жалоб, где прово-
дится вся предварительная работа, и
только затем за дело принимается ом-
будсмен, чья задача — найти взаимо-
приемлемое для обеих сторон — банка
и его клиента — решение. И последнее
важное обстоятельство: омбудсмен
рассматривает иски по суммам, не пре-
вышающим €5 тысяч.
С теми или иными национальными
особенностями институт финансово-
го омбудсмена действует практически
во всех развитых странах мира. Стали
его вводить также в развивающихся
и переходных экономиках. Скажем, в
СНГ первой в январе прошлого года
его ввела Армения — на основании
закона «О примирителе финансовой
системы». Но если в этой небольшой
стране за год было получено всего 378
жалоб, можно себе представить интен-
сивность, с которой придется работать
нашему омбудсмену.
А теперь о том, как складывалось
обсуждение. Собственно, все высту-
пающие начинали с того, что они — за
введение в России института финансо-
вого омбудсмена. Но поскольку юри-
сты на заседании собрались опытные,
почти все они разглядели на пути вне-
дрения проекта те или иные подвод­
ные камни. Кто станет учредителем
и надо ли подключать государство?
Где брать кадры и как сделать, чтобы
решение омбудсмена было обязатель-
ным для исполнения? Какой долж-
на быть юридическая основа и кто, в
Омбудсмен: трудности перевода
Нужен ли на российском финансовом рынке омбудсмен? И на каких началах
должен формироваться этот институт? Такова была тема дискуссии, развер-
нувшейся на очередном заседании Комиссии по законодательству в сфере
деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации
юристов России, прошедшей в АСВ 8 июня.
14
Банки и деловой мир
июль 2010
события и комментарии