мерный упор делается на риски. Действи-
тельно, собственные цифры Банка России
свидетельствуют о том, что во всей систе-
ме таких ссуд доляNPL (безнадежных кре-
дитов четвертой и пятой категории) со-
ставляет менее 1% по сравнению с почти
10-процентной долей по всем кредитам в
целом. Соответственно регулятору следо-
вало бы установить правила и предусмо-
треть требования, которые способствова-
ли бы такому кредитованию. Более того,
оказание поддержки малому и среднему
бизнесу является одним из направлений
государственной политики. Известно,
что при наличии благоприятного эконо-
мического климата такие предприятия
превращаются в крупнейший источник
занятости населения и инноваций.
В соответствии с Конституцией РФ в
задачи Банка России не входит содействие
росту кредитования — он только часть
системы, ответственной за развитие эко-
номики. У ЦБ РФ две основные функции:
обеспечение стабильности и прочности
национальной валюты, а также развитие
и укрепление банковской системы. Если
банки обладают ликвидностью, хорошей
капитализацией и рентабельностью, зна-
чит, регулятор достигает своих целей.
Если при этом банки не выдают достаточ-
ных займов экономике, эту задачу должно
решать правительство, а не Центробанк.
О кредитных ставках
Мнепредставляется, чтовысокиепроцент-
ные ставки, установленные российскими
банками, фактически являются отражени-
ем того явления, которое я отметил ранее:
банковское финансирование в настоящее
время по своей сути является долевым, а
не кредитнымфинансированием. Долевое
финансирование обычно связано с более
высокими рисками, чем кредитование,
следовательно, банки идут на больший
риск. В самом деле, при долевом финан-
сировании инвесторы обычно рассчи-
тывают на доходность порядка 20–25%, а
кредитное финансирование предполагает
доходность около 5% (такой вывод осно-
ван скорее на существующей практике,
чем на статистических данных).
Если это так, то для преодоления ны-
нешней стагнации кредитования следо-
вало бы увеличить размеры источников
долевого финансирования в России. Для
этого существует несколько путей, в том
числе уменьшение бремени нормативных
требований, предъявляемых при откры-
той подписке на акции, и расширение
возможностей для банков делать инве-
стиции в акционерный капитал компа-
ний. В настоящее время банки наказыва-
ют за инвестиции в акционерный капитал
заемщика —на основании требований об
уровне достаточности капитала.
С точки зрения учета рисков правиль-
но, что неликвидные долевые инструмен-
ты (типа акций частных компаний) не
должны составлять значительную часть
баланса банков. Однако я бывозразил, что
на самом деле российские банки владеют
неликвидными долевыми инструмента-
ми, но под видом реструктурированных
займов. С точки зрения экономики было
бы лучше, если бы банки могли открыто
отражать долевые инструменты на своем
балансе при условии, что размеры каждо-
го инструмента небольшие и они дивер-
сифицированы. Если это разрешить, то
увеличится степень прозрачности рисков
российских банков и появится стимул
для развития долевого финансирования
в российской экономике.
В качестве альтернативы государство
моглобыповыситьпривлекательностьчаст-
ных фондов акций путем предоставления
налоговых льгот фондам, которые диверси-
фицируют свои инвестиции в частные ком-
пании, то есть компании, акции которых не
продаются на открытом рынке.
Тел.: +372 78 66 000;
+372 50 45 745
www.kubija.ee
Реклама
Здоровье
от чистой природы!
25
июль 2010
Банки и деловой мир
Бизнес из первых рук:
Как выйти из кредитной стагнации?