ненность долгами (в том числе перед бюджетом) и так далее.
Следовательно, существенный рост спроса на кредиты со
стороны корпоративного сектора будет наблюдаться только
по мере формирования устойчивого тренда восстановления
экономики.
7
В случае отсутствия новых внешних шоков массирован-
ная помощь государства не потребуется. Растущая эконо-
мика сама сформирует достаточный спрос на кредиты. Но для
ускорения этого процесса государство могло бы предпринять
следующие шаги:
расширение программы выдачи государственных гаран-
•
тий по банковским кредитам крупным корпоративным за-
емщикам и предприятиям малого и среднего бизнеса — это
позволит на безденежной основе существенно расширить
круг качественных заемщиков;
сохранение программы выдачи субординированных кре-
•
дитов банкам через ВЭБ и отказ от отмены в 2010 году льгот
по созданию резервов на возможные потери по ссудам —
несмотря на начавшееся восстановление экономики, на
капитал банков все еще продолжает оказывать серьезное
давление проблема плохих долгов, и они вынуждены огра-
ничивать свои активные операции. Поэтому на данный
момент важно, во-первых, не создавать дополнительного
давления на капитал (отменяя льготы по резервам), во-
вторых, сохранить возможность для банков быстрого при-
влечения дополнительного капитала. В противном случае
период восстановления кредитной активности и соответ-
ственно всей экономики может существенно затянуться.
1
Рост, безусловно, будет, но, что бы он достиг показателей
25%, вероятность невелика.
2
Масштабы реструктуризации уже понятны. Если эконо-
мика не продемонстрирует нового раунда сжатия в бли-
жайшее полгода, то, скорее всего, банки будут формировать
более активную кредитную политику. Но, для того чтобы вый-
ти на параметры, указанные в первом вопросе, нужно испра-
вить ряд структурных слабостей.
Извлечь уроки
из кризиса
Владимир МЕХРЯКОВ
Заместитель генерального директора ОАО «МДМ Банк»
Во-первых, высокий уровень закредитованности россий-
ских компаний. Их прибыль в 2009 году составила около $70
миллиардов, а в 2010-м им нужно заплатить по долгам около
$200 миллиардов.
Во-вторых, возобновление кредитования требует перемен
в реальном секторе. Обанкротившимся компаниям придется
уйти с рынка, на смену им должны прийти новые игроки, не
обремененные старыми обязательствами.
Антикризисная политика правительства была направле-
на на поддержку населения, его социальную защиту (более
370 миллиардов), благодаря чему в 2009-м удалось сохранить
реальные доходы населения на уровне предыдущего года. Но
у такой политики есть и обратная сторона. На получивших
поддержку предприятиях сохранена часть рабочей силы, не-
эффективной и не востребованной в момент кризиса, а так-
же уровень зарплаты, что в условиях кризиса существенно
уменьшает прибыль и будущие инвестиции. Эти факторы
законсервировали проблемы предприятий, а задача опти-
мизации, повышения производительности труда, снижения
издержек осталась. Именно эти меры ограничивают появле-
ние новых игроков, которые могли бы начать кредитоваться
с чистого листа.
В-третьих, поддержание процентных ставок на достаточно
низком уровне означает снижение процентных ставок по депо-
зитам и вероятное сокращение нормы сбережений населения.
Таким образом, доступ к финансовым ресурсам государ-
ства как бы автоматически означает невозможность пола-
гаться на сбережения населения и делает банковский сектор
все более уязвимым от политики финансовых властей. По-
добная зависимость не способствует долгосрочному восста-
новлению кредитной активности.
3
Бизнес-опросы фиксируют четкое расслоение предприя-
тий в отношении доступности кредитов в зависимости от
их размера. Крупные компании реального сектора существен-
но больше удовлетворены доступностью кредитов, чем малые
и средние.
Усилия государства по «разморозке» кредитной активно-
сти целесообразно сконцентрировать на сегменте малого биз-
неса. В Италии, например, ассоциация итальянских банков
заключила соглашение с правительством о спасении малых и
средних предприятий. Любая компания, относящаяся к этой
категории, может получить годовую отсрочку по выплатам
банковских долгов (мораторий на выплату основного долга,
текущие проценты выплачиваются). Банки, участвующие в
этой программе, получают определенные льготы по резерви-
рованию и налогообложению.
5
Снижение ставки рефинансирования Банка России беспо-
лезно для активизации кредитования. Он может «урезо-
нить» кредитование, повышая ставки, но не в силах подтолкнуть
его, снижая их. Ставку рефинансирования можно сравнивать с
педалью газа, которая влияет на скорость движущего автомо-
биля, но сама по себе не в силах привести его в движение.
30
Банки и деловой мир
июль 2010
Бизнес из первых рук:
Как выйти из кредитной стагнации?