трендов в первом полугодии 2010 года
рост микрофинансирования возобно-
вится — хотя здесь многое, понятным
образом, зависит и от макроэкономиче-
ской конъюнктуры, поведения глобаль-
ных сырьевых и валютных рынков»,
—
считает
М. МАМУТА
.
«Проблема малого и среднего биз-
неса — недостаточная грамотность
именно в сфере развития бизнеса, на-
логообложения и государственной
поддержки малого и среднего бизне-
са»,
— добавляет
Елена МАХОТА
, ру-
ководитель специализированного блока
ОАО «Промсвязьбанк».
Государево дело
Основной инструмент государствен-
ной политики поддержки кредитования
малого и среднего бизнеса —предостав-
ление банкам средств через программы
РосБР. Стимулирование рынка кредито-
вания—важнейшая задача, выполнение
которой способствует скорейшему вос-
становлению после кризиса. За 2009 год
РосБР разместил через банки-партнеры
около 30 миллиардов рублей. Это всего
лишь около 1% от размера банковского
совокупного портфеля этого сегмента
экономики. Но деньги РосБР направ-
ляются именно в «узкие» места рынка:
основной объем средств приходился в
2009 году на длинные (свыше трех лет)
кредиты и капиталоемкие секторы эко-
номики. То есть, несмотря на довольно
скромный объем выделенных средств,
использовались они с высокой отдачей.
«Во второй половине года мы заметили
тенденцию к улучшению. Появились за-
емщики, которые брали деньги не толь-
ко на текущие нужды, но для реализации
проектов по развитию бизнеса»,
— от-
мечает
Е. МАХОТА
. На 2010 год за-
планировано еще 82 миллиарда рублей.
И это уже существенно, так как соста-
вит порядка 3% от совокупного портфе-
ля МСБ банков.
«На федеральном уровне заинтере-
сованность государства, несомненно,
присутствует. Объявлено существен-
ное увеличение финансирования ряда
программ поддержки»,
— отмечает
А. ПЕТРОВ
. Гарантии также в силах
помочь некоторым игрокам излишне
не увлекаться ослаблением требований
к заемщикам — банки смогут охотнее
кредитовать бизнес, нормальный по
финансовым параметрам, но с недоста-
точным залоговым обеспечением, а не
рисковать с не полностью понятными
заемщиками.
Другим важным регулирующим
воздействием на рынок со стороны
государства станет ограничение при-
нимаемых на себя рисков: с 1 июля
начинается поэтапное прекращение
действия указания 2176-У, дававшего
банкам право ограничить создаваемые
резервы. Вынужденный рост резерви-
рования, который будет давить на рен-
табельность, не позволит им широко
работать с не «первосортными» заем-
щиками.
Более заметный эффект могло бы
дать расширение поддержки рынка
через механизм госгарантий. Являясь
условными обязательствами, они не
создают дополнительной нагрузки на
госбюджет, а за счет мультипликатив-
ного эффекта на каждый рубль гаран-
тии можно выдать 1,5–2 рубля креди-
тов. Причем немедленных расходов со
стороны бюджета не требуется. С уче-
том дефицита качественных заемщиков
на первый план выходит разделение
рисков кредитования между банками и
государством. Через гарантийные фон-
ды планируется предоставить обеспе-
чение на 80 миллиардов рублей — это
возможность дополнительно выдать
100–150 миллиардов рублей кредитов.
Такое разделение рисков необходимо в
текущей ситуации, и основной упор в
господдержке кредитования нужно де-
лать именно на него.
По нашим оценкам, рост рынка за
счет собственных ресурсов в 2010 году
составит 10–15%, еще 5% могут до-
бавить деньги РосБР и гарантийных
фондов.
«Кредитование малого бизнеса
по-прежнему остается одним из самых
перспективных направлений на рынке
кредитования, ведь большинство пред-
ставителейМСБ пока что не пользуют-
ся кредитными ресурсами по различным
причинам»,
— дополняет
А. ПЕТРОВ
.
Проблема фондирования отошла на
второй план, и основным ограничением
будет наличие пула заемщиков с понят-
ными банкам рисками, но еще не охва-
ченных кредитными программами. В
условиях большой нагрузки на бюджет
именно механизмы разделения рисков
окажутся максимально эффективными
с точки зрения соотношения затрат и
эффекта.
45
июль 2010
Банки и деловой мир
анализ:
тенденции
Основной сегмент
для региональных банков
Дефицит качественных
заемщиков на рынке
Диверсификация бизнеса крупных феде-
ральных банков с развитыми филиальны-
ми сетями и дешевым фондированием
Спад потребительского сектора,
с которым связана большая
часть предприятий МСБ
Привлекательная процентная маржа
Заморозка МСБ основного объема
долгосрочных проектов
Большой потенциал для освоения
Проблемы с адекватным
обеспечением у заемщиков
Поддержка через институты
развития и гарантийные фонды
Сохраняющаяся неопределенность
на товарных рынках, ведущая к
невозможности среднесрочного
просчета рисков
Ожидание роста рынка самими банками,
выразившееся в наборе нового персонала
Навес из ликвидности на балансах
банков, требующий своего размещения
Взвешивая рынок
Источник: «Эксперт РА».