редь, должно снижать текущую нало-
говую нагрузку.
Управленческий же учет научно-
технической деятельности технопарка
должен строиться на основе распреде-
ления расходов и доходов по отрасле-
вым центрам ответственности — для
творческих групп и подразделений, за-
нимающихся продвижением на рынки.
Целесообразно сформировать центры
условно-постоянных издержек обслу-
живания деятельности технопарка.
Стимулирование
Среди мер государственной поддержки
деятельности технопарков, в которые се-
годня входит, например, опосредованное
(через участие вузов) участие в их устав-
ных капиталах, важнейшая роль отво-
дится налоговому стимулированию.
К сожалению, сегодня государствен-
ная политика в этой области фактиче-
ски свернута (исключение составляет
возможность полуторакратного зачета
в составе расходов организаций затрат
на выполнение НИОКР, НИР и создание
НТП). Между тем есть возможности,
которые позволяют, сохраняя должный
общий уровень налогообложения, зна-
чительно повысить привлекательность
частного инвестиционного процесса.
Очевидной стимулирующей (хотя и
опосредованно) мерой могла бы стать
3–5-летняя отсрочка по уплате налога на
прибыль вфедеральный бюджет. Это дало
бы возможность снизить объемы привле-
ченного оборотного финансирования.
Эффективным могло бы стать и осво-
бождение от уплаты налога на дивиден-
ды, полученные по результатам деятель-
ности компаний научно-технического и
внедренческого профиля. А освобож-
дение от уплаты налога на доходы от
операций участия в уставных капиталах
таких компаний, во-первых, способ-
ствовало бы открытости технопарка и
повышению его гибкости к изменению
направлений деятельности.
Кроме того, о чем уже сказано, по-
лезными могут стать и другие меры:
существенное снижение (или освобож-
дение) от уплаты НДС, имущественных,
зарплатных налогов и отчислений и так
далее.
Управление
За основу здесь, очевидно, должна быть
взята детерминированная структура
управления, включающая в себя как ми-
нимум два «главных штаба».
Управлять эксплуатацией и обслужи-
•
ванием имущественного комплекса
технопарка может выделенная спе-
циализированная компания с инди-
видуальными условиями акциониро-
вания.
Управление же научно-технической
•
деятельностью технопарка может ве-
стись через научно-промышленный
совет, сформированный по принци-
пу не менее чем 5-процентого уча-
стия компании в обороте технопарка
от научно-технической деятельно-
сти. Такой критерий участия в сове-
те представителей тех направлений,
которые обеспечивают больший
объем выручки, защищает важность
объемных показателей в реализа-
ции (условная массовость на рынке).
А участие тех, чьи обороты низки,
защитит важность интеллектуально-
го, научного потенциала (условная
редкость, малая востребованность
на рынке).
В целомже подобный характер управ-
ления помогает избежать конфликта ин-
тересов и купировать возможное стрем-
ление к единоличному превосходству в
отрасли или регионе.
В качестве третьего «штаба» можно
создать «коммерческий совет», в чью
сферу ответственности войдут вопросы
продвижения и внедрения на связанных
рынках разработок и идей, полученных
в технопарке.
Как связующее звено в циклической
системе «государственное управление—
индустрия — развитие человека» мог бы
выступать территориальный научный
центр РАН.
Очевидной стимулирующей формой,
оказывающей непосредственное управ-
ленческое воздействие на деятельность
и развитие технопарка, может стать
сторонний, независимый финансовый
патронаж.
Одна из важных и перспективных
задач развития системы технопарков —
выйти на высокую диверсифицирован-
ность их деятельности. Это поможет
перейти от «чистой» господдержки
создания продукции двойного назна-
чения к стимулированию развития ба-
зовых квалификаций, которые станут
опорой для дальнейшего развития и
миграции в сферу государственной
безопасности.
И наконец, планируя деятельность
технопарка, необходимо помнить и о
ментальных особенностях. Не случайно,
к примеру, в азиатских странах подоб-
ные структуры развиваются на основе
традиционного общественного уклада.
Свои особенности есть и в управлении
западными технологическими класте-
рами. Так что в попытки перенести на
отечественную почву зарубежный опыт
нам непременно придется вносить кор-
рективы.
Сегодня в Европе (без учета восточно-
европейских и скандинавских стран) дей-
ствует около 50 технопарков, примерно
столько же их в Китае, два десятка —
в Японии. На российской территории
создано более 50 технопарков — одна-
ко пока рано говорить об их полноцен-
ном вкладе в модернизацию экономики.
Поэтому столь важным становится
тщательное позиционирование будущей
деятельности технопарка, четкий план
привлечения и эксплуатации всех необ-
ходимых ресурсов, стратегия дискрети-
зации научных усилий и использования
полученных результатов.
Сергей ТЕРЕНТЬЕВ
Председатель совета директоров
ОАО «Инвестмашэнерго», к.э.н.
Дмитрий КАЛИНИН
Экономист ООО «МЭТРиТ»
57
июль 2010
Банки и деловой мир
анализ
Зарубежный опыт показывает, что устойчивого положе-
ния технопарк достигает через двадцать лет с момента
основания