Стр. 8 - BDM_2010-08

Упрощенная HTML-версия

8
Банки и деловой мир
август 2010
Позиция
БДМ:
А это в принципе возможно? Ведь
здесь возникают целые «гордиевы
узлы» противоречий, потому что, за-
щищая собственный рынок, страна
неминуемо вынуждена как-то ущем-
лять интересы импортеров.
Для этого и существует экономиче-
ская дипломатия, потому и говорим
мы не просто о защите национальных
рынков, а именно о согласовании дей-
ствий. А противоречия, естественно,
возникают. В том числе и потому, что
пока нет, например, единых стан-
дартов качества продукции. Вообще
проблема единых стандартов — одна
из тех, не решив которые трудно дви-
гаться вперед, к зоне свободной тор-
говли, к единому валютному и эконо-
мическому пространству. Не случайно
в Европейском союзе этим вопросом
занимаются последовательно и тща-
тельно.
БДМ:
Раз уж вы заговорили о Евро-
союзе, хочу спросить вас: насколько
опыт его создания и развития поле-
зен для СНГ? Все-таки и стартовые
позиции, и формат этих объедине-
ний, что ни говори, отличаются. Мы
уже не раз обжигались, пытаясь пе-
ресадить на родную почву зарубеж-
ный опыт…
Потому что не надо бездумно «пере-
саживать». Хотя учиться у Евросоюза
действительно можно — и нужно —
многому. Другое дело, что надо ясно
себе представлять: его успехи пришли
в результате долгой и трудной работы,
через споры и компромиссы. Что ж,
думаете, полувековое строительство
Евросоюза обошлось без противо-
речий, подобных тем, с какими мы
сталкиваемся в СНГ? Согласовать по-
зиции всех государств по всем вопро-
сам одновременно — задача невыпол-
нимая, это мы поняли на собственном
опыте. Ничего, кроме «бега на месте»,
не получается. А Европейский союз
продемонстрировал, как можно вы-
ходить из ситуаций, казалось бы, па-
товых. Скажем, не все государства ЕС
оказались готовыми «пожертвовать»
своей национальной валютой в поль-
зу общеевропейской, но зона евро, тем
не менее, существует и развивается,
пусть и не без проблем. Точно так же
не просто, шаг за шагом, создавалась
Шенгенская зона, согласовывалась по-
граничная политика, снимались тамо-
женные барьеры.
БДМ:
Видимо, принципиальным нача-
лом нового режима интеграции мож-
но считать создание Таможенного
союза России, Казахстана и Белорус-
сии? В том числе и по части того, как
снимать противоречия, — ведь едва
ли не до последнего дня оставались
опасения, что ТС выйдет в плавание
в урезанном составе.
Да, сложности были, но возобладал
все-таки здравый смысл. Действитель-
но, создание Таможенного союза — со-
бытие знаковое, принципиальный шаг
на пути к единому экономическому
пространству, которое, мы надеемся,
начнет действовать уже с 2012 года.
БДМ:
Но речь снова идет лишь о трех
странах из одиннадцати. Это не соз-
даст некоторого неравенства, что ли,
между «просто» членами СНГ и участ-
никами Таможенного союза?
Вспомним то, о чем мы говорили
в связи с Антикризисным фондом
­ЕврАзЭС — все структуры Содруже-
ства открыты для каждой из стран.
Однако не все готовы к полноценному
участию в них. Помимо преимуществ,
которые оно дает, возникает еще и це-
лый ряд дополнительных обязательств,
а вот к их исполнению готова пока не
каждая страна. Кого-то сдерживают
объективные обстоятельства, кто-то
попросту присматривается: а что полу-
чится? Если хотите, Таможенный союз
— это своего рода полигон для отра-
ботки новых принципов и инструмен-
тов сотрудничества, здесь требуются и
готовность, и определенная смелость
первопроходцев. Тем не менее, хотя
ТС делает лишь первые шаги, уже не-
сколько государств СНГ заявили о же-
лании или даже намерении к нему при-
соединиться.
БДМ:
Украина среди них есть?
Давайте не будем торопить события.
У президента Украины и его кабинета
министров дел сейчас — непочатый
край. Нужно выводить страну из кри-
зиса, поднимать экономику, решать
социальные вопросы, накопившиеся
за последние годы. Естественно, что
интеграция со странами СНГ стала для
новой власти одной из ключевых за-
дач, тем более что за минувшие пять
лет Украина заметно «отошла» от Со-
дружества.
БДМ:
Не было опасений, что она вслед
за Грузией уйдет из СНГ?
Приведу вам один факт, о котором не
все знают: буквально на другой день
после того, как руководство Грузии
предъявило ноту о выходе из состава
СНГ, последовала еще одна нота — о
намерении страны сохранить свое
участие в целом ряде соглашений. Так
что, хотя юридически Грузия сегодня
уже не является членом Содружества,
фактическое ее участие продолжается
в рамках почти семи десятков догово-
ров и соглашений, в основном эконо-
мических.
Если вернуться к Украине, то, ко-
нечно, можно было ожидать различ-
ного рода политических демаршей.
Но ясно было и то, что в стране доста-
точно людей, обладающих и здравым
Антикризисные меры вовсе не исчерпываются «раздачей
денег», непосредственная финансовая помощь — только
часть программы
Европейский союз продемонстрировал, как можно выхо-
дить из ситуаций, казалось бы, патовых