Стр. 7 - BDM_2010-08

Упрощенная HTML-версия

7
август 2010
Банки и деловой мир
Позиция
БДМ:
Сергей Николаевич, долгое вре-
мя в общественном мнении роль СНГ
сводилась к тому, чтобы по возмож-
ности минимизировать последствия
развала СССР. Появился даже тер-
мин — «инструмент цивилизован-
ного развода». И вдруг, чуть ли не в
одночасье, все меняется: вместо раз-
вода—активная интеграция. Причем
не на словах, а на деле. Что произо-
шло? Неужели причиной всему гло-
бальный кризис?
Кризис, конечно, стал своего рода ка-
тализатором, но сам процесс «поменял
знак на плюс» все-таки много раньше,
и интеграция активизировалась никак
не в один момент. Уже к концу девяно-
стых здравомыслящим людям стало
ясно, что с «разводом», как говорится,
погорячились. Хотя бы потому, что на-
рушение кооперационных связей при-
вело к коллапсу национальных эконо-
мик. На первых порах надеялись на
обещанную зарубежную помощь, но,
как выяснилось, западному бизнесу
невыгодно готовить себе конкурен-
тов — рынок есть рынок…А выживать
самостоятельно не всем оказалось по
силам, даже наиболее экономически
развитые Россия, Беларусь, Казахстан,
Украина, Азербайджан испытали на
этом пути немалые трудности. Думаю,
для многих стала неприятным сюр-
призом и потеря политического веса
на международной арене. Словом, не-
гативных последствий крушения вели-
кой державы оказалось гораздо боль-
ше, чем приобретений. И это, полагаю,
побудило очень многих пересмотреть
свое отношение к потенциалу и пер-
спективам СНГ. Ну, а уж когда разра­
зился мировой кризис, обострились
все проблемы: экономические, поли-
тические, социальные.
БДМ:
Как, по-вашему, Содружество
оказалось готовым к этим потрясени-
ям или кризис застал его врасплох?
Здесь сложно дать какую-то одно-
значную оценку, потому что все-таки
СНГ — не единое государство, а имен-
но содружество стран. И кризисные
явления проявлялись со своими осо-
бенностями. Понятно, что больше по-
страдали те, чья экономика завязана
на международный финансовый и
сырьевой рынок: Россия, Казахстан,
Украина. С наименьшими потерями
вышел из кризиса Азербайджан, от-
носительно спокойно переживают его
Узбекистан и Туркменистан. Однако
ни одну из наших стран он не обошел
стороной. И основные проблемы схо-
жи — сократился доступ к внешним
заимствованиям, рухнули биржевые
индексы, возникли сложности на вну-
тренних денежных рынках, выросли
инфляция и безработица. Не только
России, но и нескольким другим стра-
нам пришлось девальвировать нацио-
нальную валюту.
Теперь о том, застал ли нас кризис
врасплох… Ну, до конца быть гото-
выми к подобным потрясениям, на-
верное, невозможно. Другое дело, что
встретить их можно растерянностью
или — собранностью. В нашем случае
сработал как раз второй вариант. Кон-
кретные антикризисные предложения
(по поручению Совета глав прави-
тельств Содружества) были разрабо-
таны в каждой из стран уже осенью
2008 года, а в декабре их рассмотрели
в Межгосударственном валютном ко-
митете и Экономическом совете СНГ.
И на этой основе разработан план со-
вместных мер по преодолению кризиса
на 2009–2010 годы, который сейчас и
реализуется.
БДМ:
А кто координирует его вы-
полнение? Ведь, как вы совершенно
верно заметили, и течение кризиса,
и глубина его последствий в разных
странах различаются. Наверное,
сложно согласовать потребности,
возможности и конкретные шаги в
рамках столь сложного образования,
как СНГ?
Непросто, но возможно. Собственно,
координация и является главной зада-
чей основных структур Содружества,
начиная с исполкома. Тем не менее кри-
зис потребовал дополнительных ша-
гов, потому что не оставалось времени
на раскачку и долгие согласования. Ре-
шения принимать нужно было в опера-
тивном режиме и на том уровне, кото-
рый гарантировал бы их выполнение в
каждой стране. Поэтому в СНГ почти
с начала кризиса действует постоянное
совещание министров финансов, мини-
стров экономики и глав национальных
банков, то есть как раз тех «профиль-
ных» руководителей, в сферу ответ-
ственности которых и входят обычно
антикризисные действия…
БДМ:
И, что не менее важно, финан-
сы. Но, кстати, Сергей Николаевич,
на пространстве Содружества суще-
ствует пока только Антикризисный
фонд ЕврАзЭС, а кто же поможет
оставшимся за рамками евразийско-
го альянса?
Начнем с того, что ЕврАзЭС ни перед
кем дверей не закрывает и готов к
приему новых участников, так же как
и Евразийский банк развития. Более
того, напомню, что, выступая в минув-
шем году на кишиневской встрече глав
государств — членов СНГ, президент
нашей страны Дмитрий Анатольевич
Медведев подчеркнул, что Антикри-
зисный фонд открыт не только для
членов Евразийского экономического
сообщества, но и для других стран Со-
дружества.
БДМ:
То есть если у какой-то страны
СНГ, не входящей в ЕврАзЭС, воз-
никнет критическая ситуация, она
все-таки может рассчитывать на по-
мощь фонда?
Думаю, да. Конечно, в каждом конкрет-
ном случае условия предоставления
средств будут обсуждаться особо — но
в этом нет ничего необычного, так и в
других подобных фондах поступают.
Однако надо понимать, что антикри-
зисные меры вовсе не исчерпываются
«раздачей денег», непосредственная
финансовая помощь — только часть
программы. Денежными вливаниями
можно снять в лучшем случае остро-
ту проблемы, а вот чтобы ее решить,
требуются более масштабные шаги.
Например, устранение разнообразных
барьеров во взаимной торговле или
согласование усилий, которые каждая
страна предпринимает для защиты
своего внутреннего рынка.