Стр. 19 - BDM_2010-08

Упрощенная HTML-версия

На недавней встрече в Торонто лиде-
ров и министров финансов «Большой
двадцатки» одним из главных выводов
стала необходимость бюджетной кон-
солидации в течение ближайших не-
скольких лет. Договорились о том, что
нужно очень аккуратно сворачивать
фискальные пакеты. Начать этот процесс
предполагается в 2011 году и за три года
добиться снижения бюджетных дефици-
тов в два раза: чтобы долговой кризис не
разрастался и в мировой экономике не
накапливались дополнительные риски.
Пример Греции показал, как проблемы
даже небольшой страны способны деста-
билизировать всю зону евро и поставить
под вопрос перспективы единой валюты.
Между тем уже есть новые кандидаты в
зону риска, и надо предотвратить не-
гативное развитие ситуации, чтобы не
сработал эффект домино. С этой целью
в Евросоюзе создан беспрецедентный
дополнительный пакет, а Европейский
Центральный банк вышел на рынок по
покупке государственных облигаций,
чего прежде никогда не делал. Этот факт
еще раз подчеркивает серьезность мо-
мента и необходимость активной реак-
ции правительств на события.
По мере сокращения фискальных па-
кетов будут постепенно повышаться и
ставки центральных банков — видимо,
уже к концу нынешнего года. А значит,
стоимость заемных ресурсов на мировом
рынке будет увеличиваться, что также
станет фактором некоторого торможе-
ния экономического роста. Снизился и
масштаб ликвидности, в том числе сво-
бодной, которая в поисках приложения
попадает и на развивающиеся рынки.
Это сулит очередную коррекцию фон-
довых индексов и цен на сырьевые ре-
сурсы, а следовательно, и некоторую во-
латильность рынков.
Очень важны выводы «Большой двад-
цатки» по финансовому регулированию.
Меры, конечно, будут более жесткими.
И хотя, как правило, регулирование фи-
нансовыхрынковявляетсянациональной
заботой, в условиях глобального кризиса
эти внутренние усилия признаны недо-
статочными. Нужна мировая координа-
ция нормативов, финансовых потоков, а
значит — мировые центры мониторинга
и выработки новых решений и инстру-
ментов. Россия в числе стран «двадцат-
ки» вошла в Совет по финансовой ста-
бильности, который, по сути, становится
мировым регулятором и вырабатывает
(пока, правда, не в обязательном поряд-
ке) соответствующие рекомендации по
регулированию финансовых рынков и
стандартам, которые будут применяться
к финансовым структурам.
Главная задача на этом этапе  — пре-
одолеть проциклический характер ре-
гулирования деятельности банковского
сектора. То есть, когда в стабильной фазе
все хорошо и все растет, снижается вни-
мание к исполнению нормативов, доста-
точности капитала — раз есть хорошие
прогнозы, значит, все выданные кредиты,
скорее всего, вернутся с прибылью. Но
как только начинается кризис, регуля-
торы, чтобы предотвратить возможные
банкротства, сразу же ужесточают тре-
бования к созданию резервов и объемам
кредитования. Получается, что для до-
стижения бо΄льшей прочности финансо-
вой системы такое регулирование ведет
к дополнительному сжатию экономики.
Вот на смену ему и должно прийти иное,
контрциклическое регулирование, для
чегобудут разработанысоответствующие
инструменты. «Двадцатка» договорилась
принять пакет новых мер регулирования
к нынешней осени, так чтобы переходить
на уже скорректированный Базель-3.
Конечно, мы говорим и о мировой
финансовой безопасности. Это, прежде
всего, относится к суверенным долгам
стран, к их способности профинанси-
ровать дефицит бюджета и платежный
баланс. Ключевыми центрами реагиро-
вания должны быть Международный
валютный фонд, Мировой банк, регио-
нальные банки развития, антикризис-
ные или резервные фонды. Эти мировые
финансовые институты должны своев-
ременно предоставлять необходимые
ресурсы для поддержки балансов стран
и стабильности их финансовых систем.
Как известно, все страны мира по ново-
му соглашению заимствования «сброси-
лись» на $600 миллиардов, чтобы увели-
чить объем средств МВФ. Россия также
объявила о готовности участвовать в
этом «специальном фонде безопасности
мировой экономики» и намерена раз-
местить здесь $15 миллиардов из своих
золотовалютных резервов. Эти ресурсы
уже начинают работать, софинансируя
соответствующий фонд Евросоюза.
Наша страна также, не дожидаясь спе-
циальных рекомендаций, приняла свои
решения, считая, что зона, где мы долж-
ны оказать помощь — это СНГ. В ходе
кризиса мы выдали на $3 миллиарда
кредитов Белоруссии, $500 миллионов —
Армении, $300 миллионов — Киргизии,
создали антикризисный фонд ЕврАзЭС,
где аккумулировано на сегодняшний
день более чем $8,5 миллиарда — это
потенциальные, то есть уже заявленные,
взносы, и больше $850 миллионов — на
счетах фонда для быстрого реагирова-
ния. Управляющейкомпаниейфонда стал
Евразийский банк развития, куда кроме
России и Казахстана сейчас вступают
Белоруссия, Армения, высказала такое
пожелание и Киргизия. ЕАБР — откры-
тая структура, и в 2009 году на кишинев-
ской встрече глав государств СНГ было
высказано предложение о вступлении в
число его участников всех без исключе-
ния стран Содружества. Напомню, что
во время работы Санкт-Петербургского
экономического форума антикризисный
фонд ЕврАзЭС принял решение о выдаче
первого антикризисного кредита Таджи-
кистану, который получит $70 миллио-
нов для поддержки своего платежного
баланса и бюджетной сферы.
Мы рассматриваем и другие предло-
жения, в том числе и инвестиционного
характера, поскольку фонд может фи-
нансировать крупные инвестиционные
проекты в странах ЕврАзЭС. При уча-
стии Евразийского банка развития мы
можем создавать кредитные ресурсы для
реализации крупных проектов — как на
территории сообщества, так и в тех стра-
нах, которые вступили и еще вступят в
эти институты.
Среди ключевых вопросов СНГ—соз-
дание Таможенного союза России, Казах-
стана и Белоруссии. Это — важнейший
с начала девяностых годов проект инте-
грации на территории СНГ, первый опыт,
к которому мы все трудно шли. Уверен,
что сфера его деятельности может и бу-
дет расширяться. Поддержки и внимания
19
август 2010
Банки и деловой мир
без границ:
снг в новом измерении