Стр. 20 - BDM_2010-08

Упрощенная HTML-версия

заслуживает и предложение о создании
зоны свободной торговли — как первой
стадии более глубокой интеграции.
Серьезная задача — создание едино-
го валютного пространства (не единой
валюты, а именно пространства). Нам
предстоит улучшить валютную зону
СНГ путем прямой котировки наших
валют. Пока мы чаще всего при прове-
дении сделок работаем через доллар или
евро. Для понимания наших валютных
перспектив необходимо совершенство-
вать законодательство по применению
национальных валют в расчетах — там,
где предприятиям это удобно и выгодно.
Иными словами, предприятия должны
получить возможность рассчитывать-
ся между собой в любой валюте стран
СНГ, если она имеет хорошее хождение.
Скажем, сейчас больше половины тор-
гового оборота России и Белоруссии
идет в рублях — такой режим расчетов
устраивает предприятия обеих стран. Но
его введение требует, разумеется, соот-
ветствующих условий — юридических,
налоговых и так далее.
Международный финансовый центр,
который предлагает создать Россия, дол-
жен в ближайшие три года вывести зако-
нодательство страны в сфере финансов на
уровень мировых стандартов. А это озна-
чает, что здесь будут все условия для эф-
фективной работыкрупнейших междуна-
родных банков и их филиалов, а Москва
сможет стать центром расчетов для СНГ.
Очевидно, что такой центр создается не
административным решением, а целым
комплексом мер, начиная от упрощенно-
го получения виз и заканчивая современ-
ным технологическим обеспечением.
Наша задача — создать не очередную
офшорную зону, чтобы зарабатывать на
финансовых услугах и операциях. У нас
не будет собственно территориального
«центра» — благоприятный режим дол-
жен полностью распространяться на всю
Россию. Мы намерены выстроить центр
притяжения инвестиций, капитала.
И, создавая дополнительные условия для
работы на финансовом рынке, хотим дать
возможность работать с московской пло-
щадки с любым мировым финансовым
центром. Правовое поле, телекоммуни-
кации, информация, социально-бытовые
условия — все это должно быть на самом
высоком уровне. В конечном счете это и
есть цель создания в России мирового
финансового центра. Тогда и мы сможем
пользоваться этими возможностями в
части инвестирования в нашу экономи-
ку, не бегая, как сегодня, в Лондон или на
другие зарубежные площадки.
Мы приветствуем размещение на
российском рублевом рынке облигаций
стран СНГ. В настоящее время этот во-
прос прорабатывают и Белоруссия, и
Украина, а правительство России под-
держивает усилия наших банков по раз-
мещению на нашей территории облига-
ционных займов этих государств.
Сама Россия подтвердила свои высо-
кие рейтинги в период кризиса. И хотя,
как страна с развивающимся рынком,
она подвержена внешним шокам (вклю-
чая и те, что связаны с нашей зависимо-
стью от нефтяной конъюнктуры), нам
удалось не уронить свои рейтинги. Более
того, впервые с 1998 года мы разместили
в этом году на мировых рынках пятилет-
ние облигации под 3,75%, а десятилет-
ние — под 5%. То есть в момент, когда
появились уже «греческие риски», Рос-
сия подтвердила свои высокие рейтинги:
спрэды по нашим ценным бумагам ниже,
чем по некоторым странам с более вы-
сокими рейтингами. Это позволяет рас-
считывать на их дальнейший рост по за-
вершении кризиса.
Что касается перспектив нашей на-
циональной валюты, мы намерены про-
двигать рубль на мировые рынки. И если
сейчас мы заимствуем в долларах, то
убежден, что в недалеком будущем меж-
дународные инвесторы захотят вклады-
вать в рублевые облигации, которые бу-
дут иметь международный статус.
В последние месяцы во всех странах
идут дискуссии по проблемам налогов.
Ситуация здесь непростая: многие го-
сударства, поддержав свои финансовые
институты в период кризиса, сегодня
вынуждены «отрабатывать» эти траты
перед своими избирателями. И обещают
налогоплательщикам, что банки в конеч-
ном счете заплатят как за предыдущую
поддержку, так и за будущую, если она
потребуется. Так, уже введены налоги на
некоторые статьи баланса банков в Вели-
кобритании, Швеции, Венгрии, планиру-
ются они во Франции, Германии и США.
Собственно, весь Евросоюз поддержи-
вает введение налогов на банки — либо
на все виды активов, либо на отдельные
операции. Что касается России, мы таких
налогов вводить не будем. Это — наша
позиция, нам представляется неверным
переносить расходы, по сути, на заемщи-
ка. Думаю, в контексте создания между-
народного финансового центра в России
это станет для нас определенным конку-
рентным преимуществом.
Конечно, правительство иБанк России
существенно поддержали банки в острой
фазе кризиса как по ликвидности, так и
по капитализации. Кроме выделения
средств в капитал крупнейших банков,
таких как ВТБ или Россельхозбанк, мы
капитализировали также Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию
и ряд других финансовых институтов.
Право на получение субординирован-
ных кредитов распространилось и на
государственные, и на частные банки.
В первом случае государство предостав-
ляло рубль на каждый рубль, вложенный
акционерами, во втором — на каждый
рубль частных инвесторов пришлось три
рубля правительственных. Таким обра-
зом, мы даже улучшили схему поддерж-
ки коммерческих банков — таких кре-
дитов выдано почти на 450 миллиардов
рублей. Десятилетние субординирован-
ные кредиты увеличили капитал нашей
банковской системы на период выхода из
кризиса. Мы сегодня уверены, что про-
дадим пакеты государственных банков
и вернем деньги, которые вложили, при-
чем по более высокой цене. И конечно,
вернутся субординированные кредиты с
хорошими процентами.
Прилагая усилия к созданию необхо-
димых условий для развития российской
финансовой системы, мы отдаем себе от-
чет в том, что тем самым поддерживаем
и финансовую систему Содружества.
Наши банки предоставляют сегодня
международные кредиты, участвуют в
размещении облигаций и IPO многих
предприятий СНГ. Уверен, что финансо-
вый центр и финансовая система России
станут надежным фундаментом эконо-
мики СНГ.
20
Банки и деловой мир
август 2010
без границ:
снг в новом измерении