Стр. 24 - BDM_2010-09

Упрощенная HTML-версия

3
Две государственные программы очень интересны и
перспективны для российского банковского бизнеса.
Это программа финансовой поддержки малых и средних
предприятий Российского банка развития, а также програм-
мы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию по
рефинансированию ипотечных кредитов и стимулированию
кредитования застройщиков. Без этих программ кредитова-
ние малого и среднего бизнеса и ипотека пробуксовывали бы
из-за отсутствия «длинных » ресурсов и их высокой цены.
4
Все банки стремятся увеличить комиссионный доход в
общем объеме доходов (по аналогии зарубежных бан-
ков). А для этого надо предоставлять комплексный набор
банковских услуг, увеличить количество клиентов, что дости-
гается высококвалифицированным менеджментом банка.
5
Два известных параметра: «риск» и «доходность» —
всегда идут рука об руку. И это справедливо, как для
нас — банков, так и для них — вкладчиков. Конечно, можно
застраховать все — и депозиты малого и среднего бизнеса,
и депозиты крупного бизнеса. Можно даже активы свои за-
страховать. И создать специальную государственную стра-
ховую корпорацию — для страховки кредитов, вложений в
ценные бумаги и т.д. Представляете, какие возникнут допол-
нительные затраты? И как банк сможет их компенсировать?
Только снижая ставки по депозитам и повышая плату за кре-
диты. А также, по возможности, направляя свою активность
в еще не зарегулированную плоскость. Думаю, что защищать
таким образом можно только беднейшие слои населения:
пенсионеров, например. А предпринимателям надо оста-
вить возможность выбора в связке «риск — доходность».
И наличие системы страхования вкладов вовсе не было
решающим для частных вкладчиков. Так, по результатам
обследования НАФИ, в разгар кризиса больше половины
вкладчиков толком об этой системе не знали.
1
Единственный выход для региональных банков в этих
условиях — быть максимально клиентоориентирован-
ными, стремиться в полной мере соответствовать потребно-
стям наших клиентов. Выстраивая партнерские отношения,
банкиры должны понимать задачи, которые клиент ста-
вит перед собой, поддерживать его в период становления,
способствовать развитию его бизнеса и осуществлять его
полное сопровождение. А значит, необходимо глубоко, на-
сколько это возможно, знать бизнес клиента. Именно регио-
нальные банки имеют такую возможность.
2
Опыт «выращивания» собственного заемщика по-
следние 10–15 лет у банка был крайне продуктивным.
Тщательно анализируя бизнес наших клиентов и сумев
адекватно оценить его перспективность, мы помогли пере-
жить тяжелые времена и встать на ноги ряду наших партне-
ров. Сегодня это — крупнейшие градообразующие пред-
приятия, потребность в привлечении кредитных ресурсов
которых порой значительно превосходит наши возможно-
сти, ограниченные требованиями соблюдения обязатель-
ных нормативов. Несмотря на это, наше сотрудничество
продолжается, и оно плодотворно. Эти предприятия ак-
тивно кредитуются в банке, через банк проходят их расчет-
ные операции, они поддерживают банк своими ресурсами.
И они, в свою очередь, убеждены в том, что банк поддержит
их в любых, самых сложных ситуациях. Благодаря этому
сотрудничеству в кризисный период 2008–2009 годов нам
удалось не только сохранить свои позиции на рынке бан-
ковских услуг, но и упрочить свое положение в отрасли за
счет укрепления ликвидности, в том числе при поддерж-
ке как наших клиентов — физических лиц, так и средств
предприятий-партнеров. А, кроме того, партнерские от-
ношения со стабильно работающими предприятиями ре-
ального сектора, безусловно, служат укреплению деловой
репутации банка.
3
Банк имеет длительную историю взаимодействия с ор-
ганами власти. Она началась еще в1998 году, когда банку
была доверена работа по погашению задолженностей пред-
приятий и организаций районов и городов Нижегородской
области в местный бюджет, обслуживанию областного де-
партамента финансов и кредитованию областной админи-
страции, с обязательствами которой мы также активно ра-
ботали, являясь ее агентом по реструктуризации внешних
заимствований области.
Сегодня банком заключены муниципальные контракты с
управлениями финансов администраций ряда районов Ни-
жегородской области на оказание банковских услуг — для
нужд управлений финансов администраций по обслужива-
нию получателей средств бюджетов данных районов, финан-
сируемых из областного бюджета.
В этом аспекте нельзя не упомянуть о разработанной бан-
ком и запущенной в ряде районов программе единой систе-
мы управления расчетами в ЖКХ, по которой расчеты по
жилищно-коммунальным и иным услугам ведутся по едино-
му стандарту во всем городе, из одного центра и по единой
методике расчетов.
Стоит
адаптировать
кризисные
инструменты
к «мирной»
реальности
Михаил ГАПОНОВ
Председатель правления ОАО КБ «Ассоциация»
(Нижний Новгород)
24
Банки и деловой мир
сентябрь 2010
Бизнес из первых рук:
охота на клиента