69
сентябрь 2010
Банки и деловой мир
Качество жизни:
Кадры, которые решают
БДМ:
Владимир Николаевич, начну с
личного вопроса. Знаю, что вам в свое
время понадобилось дополнительное
высшее образование. Чем не устроило
вас первое?
Здесь надо вернуться к тому времени,
когда я пришел работать в банков-
скую сферу. Образование у меня было
очень хорошее: я закончил МАИ —
но, как вы понимаете, ни к финансам,
ни даже к экономике в целом оно не
имело никакого отношения. Это было
в середине девяностых, когда бурно
развивавшемуся банковскому сектору
потребовались сотни и тысячи сотруд-
ников и людей со специальным образо-
ванием, разумеется, не хватало. Так что
я оказался в среде, состоявшей либо из
таких же, как я, «технарей», либо из «гу-
манитариев», тоже весьма далеких от
банковского дела. И очень скоро понял,
что практика — практикой, а без фун-
даментальных экономических знаний
не обойтись. Проще говоря, для меня
получение еще одного высшего обра-
зования — в Финансовой академии —
стало насущной необходимостью.
Думаю, то же самое испытывали и
многие мои коллеги — тогда финансо-
вые и экономические вузы испытали
первый наплыв студентов «нового об-
разца», которых не надо было контро-
лировать на предмет посещения лекций
и подготовки к семинарам.
БДМ:
Ну, к тому же вы платили за обу-
чение собственные деньги, это тоже
как-то влияет на дисциплину, разве
нет?
Знаете, и по своему собственному опы-
ту, и по наблюдениям за слушателями
МИРБИС, я понял, что здесь матери-
альный фактор все-таки не доминиру-
ет (хотя в определенной степени и ска-
зывается). Много важнее то, что люди
ясно понимают, зачем они пришли, для
чего тратят и без того скудное свобод-
ное время и какой результат в конечном
счете хотят получить.
БДМ:
Вот давайте как раз о результате и
поговорим. Как-то на одном из много-
людных банковских собраний я слу-
чайно подслушала разговор двух мо-
лодых людей, один из которых только
что получил степень МВА. «Ну и что,
стоило того?» — спрашивает его при-
ятель. «Да как тебе сказать, для себя—
полезно, а для карьеры… Пока никто
повышения не предлагает».
И не предложит, потому что МВА— это
вовсе не карьерный лифт. Другое дело,
что при прочих равных дальновидный
руководитель выберет того, кто такой
диплом имеет. Уже хотя бы потому,
что этот претендент обладает не толь-
ко дополнительными, причем хорошо
систематизированными знаниями, но
и определенными чертами характера:
целеустремленностью и упорством.
И, кстати сказать, карьерными амби-
циями, которые должна проявляться
все-таки и вне прямой связи с посту-
плением в бизнес-школу.
БДМ:
Ну хорошо, Владимир Николае-
вич, вам второе высшее понадоби-
лось для того, чтобы заполнить те
лакуны в фундаментальных знаниях,
которые неизбежно возникают, когда
первое полученное образование не
соответствует профилю новой рабо-
ты. Но ведь к вам в МИРБИС прихо-
дят и выпускники хороших экономи-
ческих и финансовых вузов. Выходит,
не такие они и хорошие, если надо
доучиваться?
Это не совсем так. Вернее — совсем не
так. Хотя доля истины в ваших словах
есть, ибо экономистов и финансистов
нынче где только ни готовят…Но возь-
мем все же наиболее типичный вари-
ант выпускника «хорошего» вуза. Нет
сомнений в том, что он получил из-
рядный запас академических знаний.
Однако, как сказано, «суха теория, мой
друг»… Даже если молодому человеку
повезло и он уже в студенческие вре-
мена сумел пройти какую-то практику
в банке или финансовой компании, все
равно на своем первом месте рабо-
ты ему приходится начинать с нуля.
Кроме того, не забывайте, что финан-
совая, и в частности банковская, дея-
тельность очень многопрофильная и
у каждого направления — своя специ
фика, тонкости которой познаются
только в практической работе. И еще
одна особенность: несмотря на то что
эта сфера считается едва ли не самой
консервативной, в ней присутствует
колоссальная внутренняя динамика —
развиваются рынки, возникают новые
инструменты, продукты, законы и пра-
вила игры. Тем более когда речь идет о
молодой рыночной экономике, такой,
как наша, российская.
Короче говоря, уже через несколько
месяцев новоиспеченный специалист
начинает понимать, что каких-то зна-
ний ему явно недостает, а чаще всего
(по признанию некоторых наших аби-
туриентов) ощущает некую «кашу в
голове». Иными словами, знания тре-
буется систематизировать и привести
в соответствие с жизненными, то бишь
рабочими, реалиями.
БДМ:
Да, эту потребность в системати-
зации знаний испытывают, наверное,
все, и не один раз в жизни. Но разве
нельзя этим заняться самостоятель-
но? Если понимаешь, чего конкретно
тебе не хватает, какие вопросы надо
бы проработать тщательнее, вполне
можно справиться самому.
Можно, только это получится более тру-
доемко и менее эффективно. Есть такая
вещь в образовании, которая называет-
ся методикой. Ее назначение ясно уже
из названия: вооружить студента или
слушателя такими инструментами, ко-
торые помогли бы ему с минимумом
временных затрат получить максимум
необходимых знаний. Как раз эти эф-
фективные методики, вкупе с уровнем
преподавания, полагаю, и привлекают в
бизнес-школы взрослых, вполне состо-
явшихся людей, нацеленных на даль-
нейшее развитие.
МВА — это вовсе не карьерный лифт, но при прочих
равных дальновидный руководитель выберет того, кто
такой диплом имеет