Стр. 70 - BDM_2010-09

Упрощенная HTML-версия

70
Банки и деловой мир
сентябрь 2010
Качество жизни:
Кадры, которые решают
БДМ:
Как я понимаю, эти методики раз-
рабатываютсявсамихшколахбизнеса,
или между ними существует какой-то
обмен? Ведь даже МИРБИС— старей-
шая в России бизнес-школа — в срав-
нении с западными совсем молода.
Конечно, есть исторически сложивши-
еся, признанные во всем мире школы,
чей авторитет неоспорим. И созданны-
ми там методиками пользуются мно-
гие — но чаще как основой, потому что
есть и различия в национальных систе-
мах образования, и разные условия, в
конце концов, особенности ментали-
тета… Есть, разумеется, и собственные
разработки, в том числе и у нас, в МИР-
БИС—и уже другие школы пользуются
нашим опытом.
БДМ:
И все-таки, Владимир Николае-
вич, не покидает меня определенный
скепсис: ну как это — взрослому че-
ловеку снова садиться за парту, учить
уроки, ждать переменки. Не проще ли
наладить систему классического выс-
шего образования, чтобы она «выпе-
кала» полноценного специалиста, уже
обладающего и определенным прак-
тическим опытом?
Боюсь, это утопия. Кратковременные
студенческие «десанты» на практи-
ку погоды в этом смысле не делают,
мы с вами это ощутили на собствен-
ном опыте. Прежде всего потому, что
практикант понимает временность
этого пребывания на рабочем месте.
И не ощущает никакой ответственно-
сти за свои действия во время практи-
ки — что сводит ее пользу, по сути, на
нет. Стоит сделать и некую поправку
на возраст «классического» студента:
свобода, соблазны, адреналин — все
это составляет серьезную конкурен-
цию учебе.
Должен сказать, такой разрыв тео-
рии и практики не является специфи-
ческой российской особенностью, в той
или иной мере он присутствует во всех
странах. Поэтому школы бизнеса воз-
никли не случайно: они дают возмож-
ность получить именно тот объем зна-
ний, который необходим конкретному
человеку в определенный момент его
жизни и карьеры.
БДМ:
То есть снова те же лекции и семи-
нары, зачеты и экзамены…
А вот здесь вы ошибаетесь. Пожа-
луй, одно из главных отличий бизнес-
образования от классического и состоит
в том, что наши занятия представляют
собой некий гибрид теории и практики.
Начиная с того, что во время лекции
преподавателю можно — и нужно —
задавать вопросы. Но помимо лекций у
нас есть такие активные формы, как де-
ловые игры, разбор кейсов, «мозговой
штурм», где не отсидишься в сторон-
ке. Да, собственно, никто к этому и не
стремится — все рвутся в бой.
БДМ:
Но в такомслучае ипреподаватели
должны быть особого класса — умею-
щие не только выстроить дискуссию,
направить ее в нужное направление,
но и обладающие способностью «от-
бить удар». По вашему опыту, это
трудно?
Да уж нелегко, зато очень интересно.
Такие активные слушатели и тебя под-
стегивают, не дают засидеться. Ведь не
на всякий вопрос ответишь с ходу, по-
рой приходится брать тайм-аут, чтобы
разобраться.
БДМ:
Знаю, что часть занятий в МИР-
БИС проходит дистанционно. Это не
снижает качества подготовки?
Нисколько, потому что виртуальные
занятия чаще всего проходят в режи-
ме on-line — вас же не смущает пере-
писка по электронной почте? Понятно,
что живого общения это не заменяет,
зато, во-первых, позволяет экономить
время, а во-вторых, дает возможность
на каких-то вопросах остановить-
ся более подробно. И именно на тех,
которые волнуют твоего конкретного
слушателя.
БДМ:
Иными словами, выможете к каж-
дому подойти индивидуально, чего в
классическом образовании с потока-
ми по 200 студентов добиться трудно.
Кстати, а у вас группы большие?
Нет, да это и невозможно, поскольку у
нас достаточно большой выбор специ-
ализаций. Так что группы в основном
10–12 человек, за исключением лекций
по базовым дисциплинам. Поэтому
наши занятия никак не напоминают
школьных уроков и даже институтских
семинаров. Уже хотя бы потому, что у
нас чаще не преподаватель опрашивает
студентов, а они его.
БДМ:
И какие, интересно, вопросы вам
задают?
Самые разные: от того, чем отличается
кредит от лизинга и что такое ставка
LIBOR, до просьбы посоветовать, куда
разместить свои личные средства…
А поскольку стартовая подготовка в
группе разная, так же как место работы,
должность и опыт, нередко на вопрос
отвечаю не только я, но и слушатели.
БДМ:
А если слушателям что-то не нра-
вится в преподавании, они имеют
право предъявить претензии?
Конечно. И непосредственно на заня-
тии, и в ходе виртуального общения. Но
претензии, честно говоря, порой уди-
вительные. Например, не приветству-
ют излишнего либерализма и просят,
чтобы преподаватели проявляли к ним
больше жесткости… Впрочем, если по-
размыслить, то ничего странного в по-
добных пожеланиях нет. Они означают,
что в МИРБИС приходят правильные
люди, которым важно вынести из уче-
бы в нашей школе максимум знаний.
Беседу вела
Людмила КОВАЛЕНКО
О правилах приема и других подробно-
стях вы можете узнать из интервью
Екатерины Лисицыной, опубликован-
ном в БДМ № 3 за 2010 год, и на сайте
www.mirbis.ru
.
Школы бизнеса дают возможность получить знания,
­которые необходимы конкретному человеку в опреде-
ленный момент его жизни и карьеры