8
Банки и деловой мир
ноябрь 2010
Позиция
природе как не очень умные ремесленни-
ки. Мы приручили огонь, обуздали ветер,
изобрели антибиотики… Результаты
часто опережали развитие цивилизации.
Мы вступили в эксперимент, не задумы-
ваясь о его последствиях, и до последнего
времени не осознавали, что его результа-
ты созрели. Теперь процесс может выйти
из-под контроля, угрожая планете, кото-
рая является домом для нас и бесчислен-
ного множества других живых существ»
.
Эти слова можно отнести не только
к природным вызовам: потеплению или
похолоданию, но и к общественным
вызовам мировому сообществу. Надо
ли сегодня в угоду частным интересам
бездумно разрушать ценностные циви-
лизационные скрепы мироустройства с
перспективой такой социальной и ду-
ховной деградации, когда ни общество,
ни государство уже не смогут адаптиро-
ваться к обычным природным услови-
ям, не говоря уже о глобальных клима-
тических сдвигах.
Вообще, история наблюдений под-
сказывает, что времена высоких соци-
альных или социокультурных напря-
жений часто совпадают с мощными
природными катаклизмами. Не думаю,
будто мы можем претендовать на то, что
знаем, как человеческая энергия взаи-
модействует с природой, но совершен-
но очевидно: нынешние экологические
проблемы во многом продиктованы на-
силием человека над природой, его ак-
тивным вторжением в сферу непознан-
ного, но весьма хрупкого мира природы
и мира цивилизационных связей чело-
веческого социума.
Финансизм, проникший во все поры
мировой системы, нельзя преодолеть су-
губо финансовыми методами. Мировое
сообщество, прошедшее через долгую
историю кризисов, кризисов перепро-
изводства, неконтролируемого роста и
абсолютизации рыночных отношений,
на сегодняшней стадии глобально инте-
грировалось. И похоже, осознало необ-
ходимость многостороннего и многоу-
ровневого общественно-политического
диалога, предметом которого является
посткризисный мировой порядок.
Определяя пути посткризисно-
го развития, необходимо на деле ис-
ходить из того, что все продуктивные
общественно-экономические процессы
зависят не только от государства, пред-
приятий и предпринимателей, но и сто-
ящих за ними социокультурных ценно-
стей цивилизаций — со всеми благами
науки, образования, занятости, труда
и досуга. Непосредственное производ-
ство, экономика или культура — лишь
верхушка айсберга социокультурных
ценностей человечества. И если дегра-
дирует последняя — деградирует и эко-
номика, и весь общественный строй.
Вне цивилизационных ценностей чело-
век обречен на деградацию.
Главным уроком кризиса стало осо-
знание пагубности для общественного
и цивилизационного развития сращи-
вания финансизма и консюмеризма,
денег и потребительства, окончательно
превращающих человека в атомизиро-
ванное экономическое животное, ли-
шенное общественных устремлений,
ответственности и ценностей. Еще
древние римляне говорили: «Мы едим,
чтобы жить, но не живем для того, что-
бы есть». Сегодняшняя ортодоксальная
либеральная формула гласит: чем боль-
ше потребляешь — тем качественнее
живешь. Это навязанное бездуховное
клише освобождает человека от озабо-
ченности по поводу будущего, от ответ-
ственности перед обществом и миром
вообще и освобождает от размышлений
о судьбе грядущих поколений, разру-
шая человека перед лицом глобальных
угроз. Консюмеризм и финансизм —
это гарантированное неучастие людей
в решении важнейших общественных
проблем. На этом пути возникает самая
большая из современных угроз человеку
и человечеству — «цивилизация исклю-
чения», выталкивающая большинство
из общественной жизни и подрываю-
щая само фундаментальное понятие
смысла жизни.
Массовое и целенаправленное пре-
небрежение общественным благом не
может не настораживать. Искажение и
извращение смысла традиционных цен-
ностей в социальной жизни стало повсе-
местным явлением. Уже привычными
стали требования полной легитимиза-
ции однополых браков, этой высшей
юрисдикции «атомизированных либе-
ральных субъектов». Что уж говорить о
призывах отказаться от разделения ро-
дителей на мать и отца, как это прозву-
чало в Европе? Выхолащивание данных
природой основ взаимоотношений муж-
чины и женщины вполне могут иметь
негативные последствия и в социальном
плане, и в плане непознанных нами от-
ношений человека и природы. Мы испы-
тываем озабоченность по поводу тонны
разлитой нефти, но почему-то нас совер-
шенно не тревожит социальное загряз-
нение общества… Настало время пере-
осмыслить содержание понятия «рост»
и критерии «общественного и личного
блага». На выходе из кризиса мы должны
ставить целью мирового развития пои-
ски нового социального порядка, кото-
рый бы строился на всем разнообразии
общественно-экономических укладов,
исключающих доминанту единственно-
го стандарта процветания.
Сегодня традиционной ценностью
у всех без исключения цивилизацион-
ных сообществ остается сохранение
общемирового историко-культурного
наследия и его преемственное преумно-
жение. Кратким выражением этой неу-
старевающей установки служит мудрое
Консюмеризм и финансизм — это гарантированное
неучастие людей в решении важнейших общественных
проблем
Посткризисный формат мирового порядка не может и
дальше опираться исключительно на неолиберальные
принципы построения экономики