96
Банки и деловой мир
ноябрь 2010
Качество жизни:
афиша
Выставки
Выставочный зал Успенской
звонницы Кремля
Искусство Рене Лалика
Ретроспективная выставка
«Искусство Рене Лалика»,
входящая в программу года
России — Франции 2010, в
выставочном зале Успенской
звонницы Кремля — первый
в России масштабный показ
уникальных произведений
выдающегося французского
художника. Его имя в евро-
пейском ювелирном искус-
стве рубежа XIX–XX веков связано с рождением одного из
самых романтических стилей в мировой художественной
культуре — модерна.
Рене ЛАЛИК
(1860–1945) — всемирно известный юве-
лир-новатор, мастер золотого и серебряного дела, прекрас-
ный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр
художественного стекла — принадлежит к плеяде лучших
художников своего времени. Еще при жизни Лалика его
творения стали классикой XX столетия и оказали большое
влияние на европейских дизайнеров. Их приобретали и
восхищенные клиенты, и сведущие коллекционеры, и зна-
менитые музеи. Во время визита императора Николая II во
Францию в 1896 году и французского президента Феликса
Фора в Россию в 1897-м произведения Рене Лалика олице
творяли дружественные отношения двух держав.
…Нечто совершенно новое в области ювелирного ис-
кусства Лалик начал создавать уже в 1890 году и занимал-
ся украшениями примерно до конца первого десятилетия
прошлого века. Секрет его успеха — в исключительной
работоспособности, великолепном владении ювелирным
ремеслом, удивительной силе воображения. Кроме того,
он применял материалы, использование которых в клас-
сическом ювелирном искусстве казалось в то время со-
вершенно немыслимым. Особенно выделяются слоновая
кость, рог и различные полудрагоценные цветные камни:
опал, лунный камень, хризопраз, агат, барочный жемчуг
и стекло.
Чтобы передать струящийся в прозрачных водах свет
или хрупкие крылья стрекозы, Рене Лалик применял трудо-
емкую технику полупрозрачной витражной эмали, описан-
ную в 1568 году Бенвенуто Челлини в «Трактате о ювелир-
ном искусстве и скульптуре». В 1891 году Лалик патентует
технику рельефной эмали. Суть технологии заключается в
том, что слои эмали накладываются последовательно с пре-
рыванием обжига, образуя объемную форму.
В экспозиции «Искусство Рене Лалика» вы сможете
увидеть около 170 произведений художника — уникаль-
ные ювелирные украшения и рисунки конца XIX — начала
XX века, а также художественное стекло, выполненное в
стилях ар-нуво и ар-деко.
Государственный исторический музей
Русский исторический портрет. Гравюра XVIII века
Выставка представляет гравированный портрет XVIII
века — как особое явление в русской культуре и искусстве,
предмет неослабевающего внимания собирателей и цените-
лей и важнейший исторический источник.
В XVIII веке портрет стал наиболее ярким и интересным
жанром изобразительного искусства. Нередко он способен
раскрыть особенности быта, культуры и мировоззрения
эпохи точнее, чем иной документ.
Мастера портрета чутко улавливали интерес к человеку,
его официальному статусу и частной жизни. Гравированный
портрет, тесно связанный с портретом живописным, имеет
свой язык и богатейшие выразительные возможности. Заме-
чено, что черно-белые портреты порой лучше, нежели жи-
вописные, позволяют сосредоточиться на лице персонажа и
внимательно вглядеться в него.
У гравюры как вида искусства — весьма ограниченный
набор выразительных средств. Казалось бы, у мастера в ар-
сенале только линия, точка и тональное пятно. Но художни-
ки с помощью резца и штихеля умели добиваться удивитель-
ной выразительности контура, напряженности и вибрации
света, передачи фактуры любых предметов, тонкости свето-
теневых переходов.
Плахов Никита
Портрет великих княжон
Александры Павловны и
Елены Павловны. 1799.
С живописного оригинала
Л. Виже-Лебрен 1796 (ГЭ)
Гравюра резцом;
48,5 × 38,5
Уокер Джеймс
Портрет великих князей
Александра и Константина
Павловичей. 1797.
С живописного оригинала
И.Б. Лампи-старшего. 1795
Гравюра черной манерой;
69,0 × 49,0