Москва праздничная:
почувствуйте
разницу
Отшумели зимние праздники — с елками, корпоративными
вечеринками, святочными развлечениями и дальними поездками. Есть
что вспомнить. Хотя многие жалуются на слишком длинные каникулы:
скучно, говорят, так долго бездельничать. А может, мы просто разучи-
лись веселиться? Прочтите отрывки из книги
Веры Боковой «Повсед-
невная жизнь Москвы в XIX веке»
, вышедшей в издательстве «Моло-
дая гвардия», сравните и, как говорится, почувствуйте разницу.
Ч
то ни говори, но телефон и Интернет при всей своей
полезности лишили нас многих удовольствий. На-
пример, наносить визиты знакомым. Гоголевский
Чичиков, если помните, приехав в губернский город N,
первым делом посетил всех городских сановников, начав
с губернатора и далее по списку, в который попали вице-
губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер,
откупщик, начальник над казенными фабриками, инспек-
тор врачебной управы и городской архитектор.
«Жаль, что
несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но доволь-
но сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятель-
ность насчет визитов… И потом еще долго сидел в бричке,
придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе
не нашлось чиновников»
(Н.В. Гоголь. Мертвые души).
И это — в будни. Ну а что касается праздников…
«Неотъемлемой принадлежностью большинства больших
праздников и семейных торжеств были визиты. Вообще в де-
вятнадцатом веке обязательная визитная повинность состав-
ляла важную часть повседневной жизни москвичей. Визиты
делались не только в праздничные дни, но и при приезде, при
отъезде из города, и в промежутке между этими событиями —
для поддержания дальних родственных и общественных свя-
зей (насколько упростило жизнь появление телефона!). Как
писал М.Н. Загоскин, «посещают обыкновенно своих родных,
друзей и приятелей, а визиты делают всем знакомым; в первом
случае нам всегда приятно заставать хозяина дома, во вто-
ром — мы желаем совершенно противного. Мы посещаем
людей, которых любим, для того, чтоб с ними повидаться; и
делаем иногда визиты таким знакомым, с которыми не желали
бы часто встречаться и на улице». Обычный будничный визит
делали наугад, не зная, застанут ли хозяев дома (часто молясь
про себя, чтобы не застать), и если те были в отсутствии или
не принимали, просто записывались в посетительскую книгу
или оставляли в передней свою визитную карточку с загнутым
уголком — в знак того, что привезли ее самолично. Если же
личной встречи с хозяевами избежать не удавалось, визитер
снимал верхнюю одежду и проходил в гостиную, где 15–20 ми-
нут (никак не больше) проводил в беседе о погоде и последних
новостях, иногда успевая при этом выпить чашку чая.
В праздники принимали все, и потому Рождество, Пасха,
Масленица, именины родных, близких знакомых и начальства
и некоторые другие дни превращались в настоящую визитную
каторгу. В общие праздники полагалось объехать всех, с кем
поддерживались отношения, особенно старших по возрасту и
положению, а в семейные праздники должны были приехать с
поздравлениями все, с кем общались хозяева дома. В каждом
доме имелись собственные визитные списки, в которых могло
значиться от нескольких десятков до сотни и даже полутора со-
тен фамилий и адресов. Особенно тяжкий труд предстоял визи-
терам из купеческого сословия и верхушки мещанства. Н. Виш-
няков вспоминал: «Обычай требовал, чтобы в первый же день
праздника обязательно объехать всех наиболее уважаемых
104
Банки и деловой мир
январь–февраль 2011
качество жизни:
повторение пройденного