лиц; отсрочка какого-нибудь такого визита на второй
или третий день могла влечь за собою политические
осложнения. Если какой-нибудь Иван Иванович счи-
тал себя стоящим на одинаковой общественной сту-
пени с Иваном Никифоровичем, то обижался, если
узнавал, что Иван Никифорович получил визит на
первый день, а он, Иван Иванович, удостоился тако-
вого лишь на второй. На этих пустяках удивительно
изощрялась память и проницательность. Поэтому
людям, более или менее зависимым или обладавшим
обширным кругом знакомых в деловой сфере, пред-
стояла очень тяжелая задача: проделать несколько
десятков визитов от Крестовской заставы до Дани-
ловской слободы в один день, памятуя при этом, что
визиты должны приканчиваться к вечерне... Многие
посетители из купеческой среды, особенно из молодежи, на-
чинали свой страдный путь пасхальных или рождественских
визитов сразу после окончания ранней обедни и заявлялись к
знакомым... часа в три ночи. Тот же Н. Вишняков вспоминал, что
дело это было для их среды вполне обыкновенное, но родители,
вернувшись из церкви, ложились спать и оставляли «на хозяй-
стве», то есть принимать визитеров, своих детей-подростков
(лет по 13–15), которым прободрствовать значительную часть
ночи было легче. Утром пробудившиеся родители отправляли
намаявшихся детей спать, а сами заступали на вахту. Отец се-
мейства надевал праздничный костюм (большинство визитеров
разъезжали во фраках и белых галстуках, студенты и воен-
ные — в парадной форме), и сам отправлялся делать визиты, а
мать усаживалась в гостиной принимать посетителей, которые
шли уже непрерывным потоком. Все посещение длилось не
более 2–3 минут. На место <ушедшего гостя> тотчас являлись
двое, трое, четверо других таких же.
В дворянской среде днями считались меньше и визитная
повинность бывала более равномерно распределена по всему
периоду праздника. Зато и визиты были продолжительнее, и
гораздо большее число визитеров задерживалось, чтобы вы-
пить и закусить, поэтому все праздничные дни со столов не
сходило угощение.
Часов в одиннадцать утра появлялся священник приход-
ской церкви с причтом и служил молебен празднику. Затем
до пяти часов приезжали подчиненные, родственники и зна-
комые, а позднее к вечеру близкие друзья, чтобы можно было
немного задержаться и пообщаться не спеша.
Визитеров и здесь провожали в гостиную, где сидела хо-
зяйка дома. Гости подходили к ее руке и говорили: «С празд-
ником», «Позвольте вас поздравить» или «Честь имею по-
здравить вас...» Затем недолго говорили — в общем, тоже о
здоровье, о погоде и том, кто в какой церкви был, и хозяйка
приглашала в столовую, где на большом столе были серви-
рованы всевозможные закуски: окорока ветчины и телятины,
жареная индейка, рыба, сыр, икра, несколько сортов колбасы.
В изобилии было и спиртное: водки, мадера, портвейн, рейн-
вейн, красные вина и пр. Выпив рюмку-другую и закусив, ви-
зитер минут через 15–20 откланивался и ехал дальше и везде
ел и особенно пил. Немудрено, что домой мужчины в этот день
попадали поздно вечером, совершенно измученные и крепко
навеселе. Женские визитные списки были значительно коро-
че, и свои объезды знакомых дамы традиционно начинали со-
вершать со второго дня праздника».
Надо признать, что тогда «красных дней» календаря
было не в пример меньше, чем сейчас, когда чуть ли не
ежедневно, если задашься целью, утыкаешься носом в
какое-нибудь торжество «околовсемирного» масштаба…
Впрочем, вернемся в ХIХ век.
«Не только в Москве, но и вообще в России в числе празд-
ников различали собственно праздники и «царские дни». Под
«праздником» понималось всякое воскресенье и в основном
церковные праздники — как приходские, так и великие, дву-
надесятые. «Царскими» (или «табельными») днями назывались
государственные торжества — коронации, а потом годовщины
коронации очередного монарха, его, императрицы и наследни-
ка тезоименитство (именины), годовщины особенных событий
(отмена крепостного права) и знаменитых побед. Все эти дни
(кроме воскресений) были рабочими, но в некоторых особо
важных случаях позволялось работать по сокращенному гра-
январь–февраль 2011
Банки и деловой мир
105
качество жизни:
повторение пройденного