Стр. 108 - BDM_2011-01-02

Упрощенная HTML-версия

Выставки февраля
Сотканный мир египетских христиан
ГМИИ им. А.С. Пушкина
В собрании произведений древнеегипетского искусства
представлены все этапы развития культуры Египта, начи-
ная с додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.)
вплоть до коптского (IV–VII века н.э.). Самая известная
область коптской культуры — это ткачество.
Коптский текстиль — уникальный источник, содержа-
щий важную информацию о бытовании тканей и той зна-
чительной роли, которую они играли в позднеантичном и
средневековом Египте. Большинство тканей было найдено
в погребениях, где они хорошо сохранились благодаря су-
хому климату и песчаной почве.
Назначение сотканных изделий разнообразно. Глав-
ным образом это льняные одежды и предметы домаш-
него обихода: занавеси, покрывала, ковры, скатерти,
салфетки, чехлы для подушек, а также церковные завесы
и алтарные покровы. Все они украшены орнаментальны-
ми вставками, как правило, выполненными льняными и
шерстяными нитями в традиционной для коптов гобеле-
новой технике.
Коптский текстиль датируют III–XII веками и выделя-
ют три периода: позднеантичный (раннехристианский),
ранневизантийский и исламский. После завоевания Егип-
та арабами в середине VII века христианство не прекра-
тило своего существования — христианские памятники
продолжали создаваться вплоть до XII века. И только в
середине XIII века насильственная массовая исламизация
населения привела к заметному упадку христианской куль-
туры и искусства.
Коптский текстиль — своеобразная «энциклопедия»
мотивов, образов и орнаментов, имеющих древнеегипет-
ское, греко-римское, ближневосточное проис-
хождение.
В позднеантичном и христианском искус-
стве особое внимание уделялось темам бла-
годенствия, удачливой человеческой судьбы,
циклического обновления природы и возрожде-
ния. В связи с этим на тканях часто появляются
персонификации земли, воды, месяцев, сезонов
и так называемые «нильские сцены»; близкими
им по значению являются изображения охоты, отдельные
образы всадников-охотников и мотив «населенной лозы»
с фигурами бегущих животных.
Важное место среди ранних изображений занима-
ли также образы и сюжеты, заимствованные из греко-
римской мифологии и литературы. В них христиане
видели глубокий символический подтекст, который по-
зволял воспринимать древние мифологические сюжеты
в качестве прообразов новозаветной истории. Особое
значение в эллинистическом Египте приобрел культ
умирающего и воскресающего бога Диониса, высту-
павшего гарантом плодородия и даровавшего спасение;
этим он уподоблялся Осирису, а в христианский пери-
од — Христу.
В IV–V веках на тканях появляются новые, христиан-
ские, символы и сюжеты, количество которых возрастает в
VI–VIII веках. В этот период в коптском текстиле, как и во
всем византийском искусстве,
находят отражение идеи и об-
разы, соответствующие новым
духовным ценностям. Крест
и Хризма (монограмма имени
Христа) считались главными
христианскими символами за-
щиты и спасения. Особый вид
креста с петлей являлся заим-
ствованием древнеегипетского
иероглифа «анх» — «жизнь».
Христианские сюжеты в коптском текстиле представлены
сценами из Ветхого и Нового Заветов. Наибольшей попу-
лярностью в Египте пользовался цикл с эпизодами «Исто-
рии патриарха Иосифа», многие из которых воспринима-
лись как прообраз земной жизни Христа. Eвангельским
сценам в целом, подобно амулетам, приписывали охрани-
тельные свойства.
Исаак Левитан.
К 150-летию со дня рождения
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10
Юбилейная выставка выдающегося пейзажиста Исаака
Ильича Левитана (1860–1900), мастера лирического «пей-
зажа настроения», создавшего из простых, прозаичных
видов иконные образы русской природы, представляет
лучшие хрестоматийно-известные полотна мастера и де-
монстрирует широкой пу-
блике и специалистам це-
лый ряд открытий.
Собрано около 300 кар-
тин, этюдов, пастелей, ак-
варелей и рисунков из 17
музеев России и частных
коллекций Москвы, а также
из двух зарубежных собра-
108
Банки и деловой мир
январь–февраль 2011
качество жизни:
афиша