Стр. 109 - BDM_2011-01-02

Упрощенная HTML-версия

ний: Национального художественного музея Республики
Беларусь в Минске и Израильского музея в Иерусалиме.
Экспозиция дает возможность осмыслить огромный вклад
Левитана в историю русской пейзажной живописи, осо-
знать масштаб творчества мастера.
Искусство Исаака Левитана связано с реалистиче-
скими традициями его предшественников, мастеров
пейзажа А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куин-
джи, В.Д. Поленова. Однако его имя стоит в одном ряду
и с художниками нового поколения — В.А. Серовым,
К.А. Коровиным и М.В. Нестеровым. Открытия Левита-
на в пейзажной живописи оказали большое воздействие
не только на его сверстников и учеников, но и получили
продолжение почти у всех пейзажистов конца XIX — на-
чала ХХ века, работавших уже в иных системах художе-
ственного мышления.
Открытием выставки станет целый ряд ранее неиз-
вестных или выпавших из поля зрения публики и спе-
циалистов произведений. К ним относятся недавно
выявленные и не публиковавшиеся живописные и гра-
фические работы из Израильского музея в Иерусалиме.
Впервые широко демонстрируется графическое наследие
Левитана — печатная графика (литография и офорт), ка-
рандашный рисунок, акварель.
Экспозицию дополняют архивные материалы— пись-
ма Левитана П.М. Третьякову, В.Д. Поленову, В.М. Васне-
цову, И.С. Остроухову, а также фотографии.
Андрей Рублев. Подвиг иконописания.
К 650-летию великого художника
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10
Выставка приурочена к юбилею самого
прославленного из средневековых рус-
ских художников. На ней впервые собраны
вместе сравнительно немногочисленные,
но исключительные по художественному
качеству произведения, которые традици-
онно связываются с именем преподобного
Андрея Рублева или могли быть созданы в
его ближайшем окружении.
Эта выставка во многом результат научной рекон-
струкции, осуществленной исследователями и экспози-
ционерами, поскольку дошедших до нас исторических
сведений о Рублеве и произведениях, авторство которых
документально подтверждено, явно недостаточно для
составления его полноценной творческой био-
графии.
Самые ранние упоминания о нем можно
найти в Троицкой летописи. Первое, под 1405
годом, — о работах над росписью великокня-
жеского Благовещенского собора в Московском
Кремле:
«…а мастеры бяху Феофан иконник
Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец
Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю»
. Второе
упоминание, под 1408 годом, гласит:
«…мая в 25 начаша
подписывати церковь каменную великую соборную святая
Богородица иже в Владими-
ре повелением князя велика-
го, а мастеры Данило икон-
ник да Андреи Рублев»
.
Позднее имя Рублева
исчезло со страниц ле-
тописей, но появилось в
житиях прославленных
русских святых — препо-
добных Сергия и Никона
Радонежских. По свиде-
тельству этих источников,
выдающийся мастер вме-
сте со своим «съпостни-
ком» Даннилом принимал
участие в работах по укра-
шению интерьеров белока-
менных храмов — Троицкого в Троице-Сергиевом мона-
стыре (около 1425) и Спасского в Спасо-Андрониковом
монастыре (около 1427). Опираясь на некоторые более
поздние сведения, можно с большей или меньшей до-
стоверностью установить еще несколько фактов твор-
ческой биографии художника: например, поновление им
прославленной Владимирской иконы Богоматери (или
создание списка с нее), а также его участие в рабо-
те над росписью и, возможно, над иконами в
кремлевском Благовещенском соборе после
его обновления в 1416 году.
На основе анализа живописных при-
емов и особенностей образно-стилисти­
ческого решения произведений мастера
исследователям удалось выявить ряд па-
мятников, которые в настоящее время,
несмотря на отсутствие документальных
подтверждений, приписываются Рубле-
ву. Особый раздел экспозиции составля-
ет группа списков с прославленной Вла-
димирской иконы Богоматери, в той или
иной мере близких к творчеству Андрея Рублева и худож-
ников его круга. Большая удача выставки — экспониро-
вание множества фрагментов полностью или частично
разрушенных росписей, относимых к творчеству Рублева
и его мастерской.
январь–февраль 2011
Банки и деловой мир
109
качество жизни:
афиша
Миниатюра лицевого
списка Жития Сергия
Радонежского
Миниатюра «Орел» —
­символ евангелиста Иоанна