сы, приятные рестораны рядом с
ними, решение транспортной про-
блемы — вот, собственно, и всё.
Финансовый центр раздует как на
дрожжах. Вопрос: зачем?
И еще вот что пугает: многие
чиновники почему-то под построе-
нием такого центра понимают что-
то вроде проведения Олимпийских
игр. Построим красивые офисы,
посадим клерков за компьютеры,
ленточку перережем — и вот вам
МФЦ. Вот с таким бредовым вос-
приятием надо, прежде всего, бо-
роться.
В поисках инвесторов
Ключевое условие для развития
рынка капитала — присутствие
крупных институциональных инве-
сторов, в первую очередь пенсион-
ных фондов, страховых компаний и
фондов прямых инвестиций. Такие
инвесторы не только смогут стать
источникомфинансовых ресурсов для
российской экономики, но и сделают
российские биржи привлекательными
для эмитентов из других стран.
При этом фактически единствен-
ной мерой в плане мероприятий по
созданию МФЦ в Российской Феде-
рации, направленной на привлечение
долгосрочных инвесторов, является
совершенствование режима освобож-
дения от налога на прибыль доходов
в виде дивидендов, полученных стра-
тегическими инвесторами. Однако
одной этой меры не хватит, чтобы
привлечь таких инвесторов, а высо-
кая инфляция, нестабильный курс
рубля и пока еще высокий уровень
коррупции ощутимо перевешивают
любые поблажки в налогообложении.
Как следствие, в отсутствие улучше-
ний в макроэкономической обстанов-
ке капитал, который придет в страну,
будет преимущественно спекулятив-
ным. Кроме того, это вызовет рост
арендных ставок и зарплат в непро-
изводственных отраслях, дальнейшее
увеличение разрыва между Москвой
и регионами — и в конечном ито-
ге приведет к росту пузырей на всех
рынках.
Что нужно делать?
Первое:
создание МФЦ должно
идти параллельно с укреплением все-
го финансового рынка России и не
должно стать самоцелью. Модерни-
зация, особенно ускоренная, невоз-
можна без повышения кредитного
рычага в реальном секторе. Сейчас
из финансовой системы значитель-
ная часть предприятий вообще вы-
ключена: инвестиции за счет капи-
тализации прибыли, даже оборотные
средства пополняются не всегда за
счет кредита или факторинга. Это
снижает потенциал экономического
роста и резко ограничивает ресурсы
модернизации.
Российский рынок капитала очень
концентрирован. В основном здесь
функционирует несколько десятков
эмитентов и инвесторов, остальные
либо статистически незаметны, либо
появляются на рынке дискретно, от
раза к разу. Высокая роль иностран-
ного капитала, преимущественно
краткосрочного, увеличивает ри-
ски финансовой системы: неустой-
чивость, подверженность мошен-
ничеству и манипуляциям. Также
крайне вероятен «эффект перели-
вания», когда отток иностранного
капитала и проблемы финансовых
институтов ведут к разбалансиров-
ке всей национальной экономики.
Необходимо срочно закрыть все
основные белые пятна в финансо-
вом законодательстве и регулирова-
нии. Фактически мы работаем сей-
час в финансовой системе середины
ХХ века. Чтобы секьюритизировать
активы, надо ехать в Голландию или
Люксембург — отечественный за-
кон уже несколько лет «висит» в
Госдуме и никак не дойдет до тре-
тьего чтения. Это не единственный
пример. Даже простое перечисле-
ние подобных белых пятен займет
как минимум пару страниц: здесь и
оперативный лизинг, и залоговое за-
конодательство, и синдицированное
кредитование и еще масса всего.
Второе:
нужно создавать зна-
чимые стимулы роста пенсионного
рынка и иных институциональных
инвесторов. Продолжение пенсион-
ной реформы, расширение имеющих-
ся и введение новых долгосрочных
инструментов, поощрение выхода на
публичные рынки новых компаний,
налоговые стимулы и пропаганда
долгосрочных инвестиций населе-
ния — это то, что должно и может
делать государство уже в ближай-
шее время. Макроэкономическая
стабильность и устойчивость (точ-
нее — предсказуемость) валютных
курсов и инфляции — необходимый
фундамент.
А с финансовой грамотностью у
нас, кстати, не так уж плохо…
Размер имеет значение, но гораздо важнее
институты, состав участников и структура
срочности
НПФ — ключевые институ
циональные инвесторы —
пока малозаметны
в масштабах российской
экономики
Взимание комиссий, процентов, штрафов,
в том числе в результате взятия кредита
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Вопросы обслуживания клиентов
Несанкционированные списания
денежных средств (мошенничество)
Проблемы, связанные с инфраструктурой
Неурегулированные расчеты
0,0
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
Соотношение собственного имущества
НПФ и ВВП, %
Источник:
«Эксперт РА»,
по данным ФСФР, ФСГС
январь–февраль 2011
Банки и деловой мир
71
анализ:
мнение