Выставки марта
В поисках гармонии: игра по правилам и без
Государственный биологический музей
им. К.А. Тимирязева
Загадка симметрии… В чем она? Что загадочного в цветке
одуванчика или в гусенице? Кажется, все это проще паре-
ной репы… Так ведь и репа, между прочим, радиально-
симметрична!
Выставка рассказывает о фундаментальном свойстве
природы симметрии. Вслед за философами Платоном и
Пифагором, математиком Вейлем, естествоиспытате-
лем Вернадским мы дерзнули приблизиться к ответу на
главный вопрос: почему создания природы не только
симметричны, но соразмерны, гармоничны и красивы?
Герман Вейль определил понятие симметрии так:
«Сим-
метрия есть идея, с помощью которой человек веками
пытался объяснить и создать порядок, красоту и совер-
шенство»
.
Богатейший видеоряд выставки: различные кристаллы,
сохраненные в виде гербария растения, экзотические рако-
вины, таксидермическая скульптура, законсервированные
в специальной среде морские животные — нагляд-
но демонстрирует различные виды симметрии
в живой и неживой природе.
Гармония присутствует в живом не
только в виде видимой симметрично-
сти. Иначе как объяснить, что на свете
живут правши и левши (и это касается
не только человека, в чем легко можно
убедиться, глядя на экспонаты выстав-
ки). Поэтому на выставке присутствуют
зримо асимметричные объекты, но при
этом замечательно приспособленные к окру-
жающей среде.
Раздумья о природе красоты продолжаются, и эта
выставка — приглашение к размышлению, к поискам гар-
монии в природе и в самих себе. Авторы лишь обозначают
некоторые правила, по которым «играет» природа, и не то-
ропят посетителей с выводами.
«Мы постарались рассказать на выставке нашим посе-
тителям не только о том, что такое симметрия и какие
ее виды бывают, но и о том, откуда она появилась и какая
ее роль в природе. В природе ничего не бывает случайным.
Ведь даже тот факт, что почти всегда наши фотографии
кажутся нам не так удачны, как фотографии знакомых, —
тоже связан с симметрией!»
— комментирует выставку
один из авторов экспозиции, кандидат биологических
наук, старший научный сотрудник отдела экологии музея
М. Атрощенко
.
Семейный альбом. Из истории фотоателье
Государственный исторический музей
Развитие науки и техники, потребность в простом, до-
ступном и точном способе получения изображений под-
готовило одно из самых выдающихся открытий XIX века.
Оно получило название
«фотография», что в бук-
вальном переводе означает
«светопись».
Во второй половине
ХIХ — начале ХХ столе-
тия среди других жанров
светописи господствовал
портрет. В городах активно
открывались фотографи-
ческие ателье. В витринах
были выставлены фото-
портреты красавцев кава-
леров, нежных барышень,
дородных купцов, зажиточных горожан. Фотографы
сильно зависели от вкуса обывателей. На карточке за-
казчик должен был выглядеть привлекательным и нахо-
диться в окружении прекрасных вещей. Поэтому фото-
графическая карточка ХIХ столетия представляет собой
настоящее произведение искусства. Позитив наклеен на
бланк из бристольского картона, изготовленный
и художественно оформленный в специаль-
ной литографической мастерской. Этот
фирменный бланк являлся визитной кар-
точкой владельца ателье: на нем можно
было увидеть название и адрес фирмы,
имя владельца, его почетные звания и
награды. Фотографирование призна-
валось художественным творчеством,
фотографы именовали себя «художника-
ми», а продукцию своих ателье — «худо-
жественной».
Технический прогресс заметно облегчил про-
цесс съемки и многократно увеличил число фотографов
и портретных ателье. На выставке экспонируются произ-
ведения профессиональной портретной светописи, выпол-
ненные в столичных и провинциальных фотоателье, запе-
чатлевшие представителей различных социальных групп
общества. Это лаконичные документы исторического вре-
мени, исчезнувшей социальной и бытовой среды.
88
Банки и деловой мир
март 2011
качество жизни:
афиша