подписаны далеко не всеми
членами СНГ — кто-то не
готов связывать себя много-
сторонними соглашениями,
другие настаивают на опре-
деленных оговорках. Такова
реальность, но в результате
мы имеем множественность
регулирования, которая,
конечно же, сказывается на
темпах и качестве развития.
Ведь только межотраслевых
органов — больше 70!
Поэтому надо договариваться о
четкой нормативной базе формиро-
вания общего экономического про-
странства прежде всего по базовым
принципам. Даже если то или иное
государство СНГ не видит возмож-
ности участвовать в каком-то много-
стороннем соглашении, мы все равно
должны пройти этап переговоров,
чтобы найти оптимальный вариант.
Возможно, например, что такое госу-
дарство возьмет на себя обязательства
в рамках своего национального зако-
нодательства, что будет зафиксирова-
но в соответствующих реестрах СНГ.
В любом случае такой подход поможет
сделать процесс взаимных торговых и
тарифных отношений более прозрач-
ным и свободным.
Понимаю, что вопрос — непро-
стой. Вообще, когда речь заходит о
нормативной базе СНГ, скептики пре-
достерегают: мол, не надо ничего тро-
гать, чтобы не сделать хуже… Думаю,
это неверная позиция — мы должны
двигаться вместе по пути трансфор-
мации наших экономических отноше-
ний в сторону более тесных связей и
большей поддержки друг друга. И во
всяком случае, по базовым экономи-
ческим институтам надо приходить к
идентичным нормам регулирования.
Там, где это не поучается, мы должны
ясно видеть почему, чтобы работать
уже над этой конкретной проблемой.
И несколько слов о будущем. Все
эти годы в адрес СНГ раздавалось не-
мало критических замечаний, часто
вполне справедливых. Но руковод-
ство России всегда верило и верит,
что у Содружества Независимых Го-
сударств — реальное будущее и под-
менить его другими институтами
невозможно, СНГ — историческая
данность. Россия продолжает считать
участие в его деятельности приоритет-
ным фактором экономических отно-
шений нашей страны с ближайшими
соседями. Что касается сложностей,
которые возникают в развитии Со-
дружества, то они не уникальны. Все
мы видим, как трудно идет работа по
подготовке так называемого трансат-
лантического соглашения о свободной
торговле, с какими проблемами стал-
кивается Европейский Союз, в каких
муках рождаются новые формы эконо-
мических отношений между разными
странами.
Тревожит другое: мы подчас не
видим преимуществ, которыми рас-
полагаем. Пытаясь найти помощь во-
вне (где порой нас не очень-то и ждут),
не используем в полной мере тех воз-
можностей, которые предо-
ставила нам сама история
наших отношений. Между
тем годами складывав-
шиеся и до сих пор живые
экономические и коопера-
ционные связи — это наш
капитал, то, что может спо-
собствовать динамичному
развитию наших экономик.
Поэтому и задача создания в Мо-
скве международного финансового
центра важна, разумеется, не только
для России. Ведь и модернизация эко-
номик, и переход на инновационный
путь развития требуют солидных ин-
вестиций. Надо добиться того, чтобы
капиталы приходили на рынок СНГ,
а Москва должна стать тем центром,
посредством которого все страны Со-
дружества смогут получить доступ к
этим ресурсам.
В год своего 20-летия Содружество
Независимых Государств решает прин-
ципиально новые, сложные и перспек-
тивные задачи. Жизнь меняется стре-
мительно и требует от нас адекватной,
оперативной реакции. Сегодня Россия
вместе с Белоруссией и Казахстаном
совершили мощный рывок вперед, но
уже скоро, уверен, к этому «тройствен-
ному союзу» станут присоединяться и
другие государства.
апрель 2011
Банки и деловой мир
31
без границ