клама. Комиссия по ценным бумагам и
биржам США (SEC) запретила эмитен-
там в течение полугода публиковать в
проспектах эмиссий также инвестици-
онные рейтинги. В том же ключе круп-
нейшие международные рейтинговые
агентства (Standard & Poor’s, Moody’s,
Fitch Ratings и др.), опасаясь судебных
преследований, невозможных ранее,
прекратили торговать своими рейтин-
гами как инструментами эмиссионной
рекламы. Прекратили, несмотря на то
что ни одно из этих агентств не было
привлечено к ответственности за при-
сваиваемые в самомнедавнемпрошлом
сомнительные рейтинги. То же касает-
ся аудиторских и информационных
агентств, фактов откровенных мани-
пуляций и подтасовок в деятельности
которых еще больше
1
.
Положительно встречена норма за-
кона, ограничивающая участие кредит-
ных организаций США в хедж-фондах
и фондах частных инвестиций тремя
процентами объема капитала первого
уровня и теми же тремя процентами
прав на владение этими фондами.
Закон ограничивает возможности
банков участвовать в программах феде-
рального страхования и торговле про-
изводными финансовыми инструмен-
тами. Впредь кредитным организациям
придется либо отказываться от таких
операций, либо создавать аффилиро-
ванные компании. Вывод банков из
смежных бизнесов, несомненно, будет
способствовать повышению уровня и
эффективности кредитования реаль-
ного сектора экономики
2
.
Несмотря на строгие запреты, ве-
дущие банки США, такие как Goldman
Sachs, Morgan Stanley, American Express
и CIT, продолжают надувать финансо-
вые пузыри, получая фиктивные при-
были и бонусы, которые в кризисном
2009-м превысили $550 миллиардов, а
в 2010-м—650 миллиардов. Например,
Goldman Sachs опубликовал данные об
увеличении прибыли на $13,6 миллиар-
да за 2009 год, притом что кредитный
портфель банка снижался.
Многие ожидают в США поло-
жительного эффекта от внедрения
практики дифференцированного ре-
гулирования финансовых институтов.
Федеральная корпорация по страхова-
нию депозитов будет контролировать
деятельность коммерческих банков
с активами до $50 миллиардов, Фе-
деральное агентство по контролю за
денежным обращением — националь-
ные инвестиционные банки с активами
свыше $50 миллиардов, а ФРС—банки
эмиссионные (их всего пять).
Подчеркнем, все это направлено на
то, чтобы американские банки снизи-
ли активность на фондовом рынке и
вкладывались в реальный сектор эко-
номики.
Вместе с тем в США опасаются, что
такой жесткий крен в финансовой по-
литике может привести к бегству капи-
талов, ухудшению финансового кли-
мата в стране и невольному созданию
благоприятных условий экономическо-
го роста у конкурентов, в частности в
странах БРИК.
Что делать?
Приведенные оценки и текущая прак-
тика показывают, что сделанного не-
достаточно и оно лишь в частностях
и по мелочам изменило мировую
финансово-экономическую систему к
лучшему. Ине случайно, а вполне зако-
номерно, что эти изменения не привели
к какому-либо заметному повышению
темпов экономического роста и улуч-
шению уровня жизни. Напротив, стаг-
нация и рецессия в мире продолжают-
ся. Очевидно, здесь в принципе что-то
не так. Что именно?
Известно, что исходным условием
эффективной разработки и реализа-
ции любых мер является обеспечение
их адекватности и сходимости: сходят-
ся меры, адекватны они ресурсам — и
успех любой разработки обеспечен, не
сходятся — предпринятые усилия по-
трачены впустую или они притворны и
употреблены во вред общему делу.
Разработка мер по диагностике
мирового финансового рынка харак-
теризуется крайней избыточностью.
Отсюда объективная необходимость
инвентаризации и параметризации
этих мер и возможного их внятного
самоограничения, субординации и ко-
ординации.
Чтобы добиться искомого резуль-
тата с гарантированной эффективно-
стью и по точному профилю решае-
мых кризисных проблем, и в мире, и в
России, на наш взгляд, в первоочеред-
ном порядке должны быть приняты и
реализованы следующие конкретные
меры:
на основе действующих междуна-
•
родных стандартов учета и отчетно-
сти организовать инвентаризацию
и произвести фундаментальную
переоценку всех реальных между-
народных и национальных акти-
вов и на этой базе вывести из ба-
лансового оборота все фиктивные
активы, размывающие реальные
представления о современной ми-
ровой экономике и, следовательно,
в принципе исключающие возмож-
ность ее регулирования на ясных и
скоординированных началах;
1
Форматжурнальной статьине позволяет более
подробно остановиться на конкретных приме-
рах присвоения таких сомнительных рейтин-
гов ведущими американскими рейтинговыми
агентствами, на манипуляциях и подтасовках
со стороны аудиторских и информационных
агентств и вызванных ими значительных поте-
рях со стороны клиентов и инвесторов. См. по
этому вопросу: Кургузов В.В. Банковский ак-
туариат и риск-менеджмент. —М.: Финансы и
статистика, 2011.
2
Норма эта, несмотря на ее чрезвычайную важ-
ность, до настоящего времени не возымела
ожидаемого действия. По данным Банка меж-
дународных расчетов (BIS), в третьем квартале
2009 года кредитные портфели первой пятерки
ведущих американских банков уменьшились на
$235 миллиардов, а за вторую половину 2009-го
и 2010 год потеряли $2,5 триллиона, притом что
инвестиции этих банков в ценные бумаги вы-
росли за это время на $108 миллиардов. Реаль-
ный сектор по-прежнему голодает, в то время
как финансово-спекулятивный—жирует.
Разработка мер по диагностике мирового
финансового рынка характеризуется край-
ней избыточностью
апрель 2011
Банки и деловой мир
77
анализ:
Тенденции