Стр. 28 - BDM_2011-05

Упрощенная HTML-версия

В-третьих, за счет значительной
численности населения, а также боль-
шого количества крупных промыш-
ленных предприятий украинский
рынок для российских инвесторов об-
ладает существенным потенциалом.
Про свои проблемы на территории
Украины наши респонденты говорят
не столь охотно, понимая, что их слова
могут навредить и без того не простой
работе. Поэтому сформулируем про-
блемы за них, исходя из собственного
анализа ситуации.
Итак, высокий уровень коррупции,
судебных и правоохранительных ор-
ганов, вмешательство государства в
экономику, высокий уровень дефици-
та бюджета государства, Пенсионного
фонда, медленные темпы структурных
реформ, низкий уровень диверсифика-
ции экономики, рост отрицательного
сальдо торгового баланса. Как резуль-
тат — неконкурентность, непрозрач-
ность, коррупция. Там, где государство
по минимуму вмешивается в экономи-
ческие процессы, российский бизнес
успешно развивается. Воспользовав-
шись первыми месяцами правления
Виктора Януковича и сопутствующей
этим месяцам легкой дезорганизацией
управления, российские бизнесмены
смогли приобрести такой актив, как
«Запорожсталь», перебив своих конку-
рентов тем, чем и следует перебивать в
рыночных условиях, — ценой. Сегод-
ня же мы видим тенденцию, когда в
Украине создаются неконкурентные,
протекционистские условия, заведомо
проигрышные для внешнего инвестора
(в том числе и российского). По оцен-
кам аналитиков ключевые решения в
Кабинете министров Украины сегодня
принимают люди, сами являющиеся
представителями крупного бизнеса
и построившие свои бизнес-империи
на государственных преференциях.
Они очень хорошо знают цену этому
ресурсу и, естественно, выстраивают
правила игры под себя.
Возможно, здесь и кроется ответ
на вопрос, почему Украина не готова
к углублению своего участия в рам-
ках СНГ и не отвечает взаимностью
на другие экономические интегра-
ционные проекты, которые сегодня
предлагает Москва. Ведь, помимо со-
вершенно очевидных экономических
дивидендов, Украине придется взять
на себя и достаточно жесткие обяза-
тельства. В том числе и по равному
доступу к инвестиционно привлека-
тельным отраслям экономики Украи-
ны. Как минимум — для партнеров по
Содружеству, Таможенному союзу, и
так далее.
Сейчас в Украине очень остро
стоит вопрос создания рынка земли.
Украинский парламент не стал прод-
левать мораторий на продажу земель
сельхозназначения, действовавший в
стране на протяжении многих лет не-
зависимости. А это значит, что появ-
ляется новый рынок, и равный доступ
к нему — ключевой вопрос даже не
года, а всего десятилетия, на которое,
по разным прогнозам, придется силь-
нейший продовольственный кризис.
Мы не вполне уверены, что на
этом новом для Украины земельном
рынке будут обеспечены прозрачные
правила игры и конкурентная среда.
Будет ли допущен к процессу прива-
тизации европейский или российский
инвестор — вопрос открытый. Скорее
всего, протекция снова будет оказана
представителям украинских компа-
ний, близких к действующей власти.
Более того, по некоторым данным,
стратегическим инвестором и во-
все может стать капитал из арабских
стран.
Общественное мнение
А теперь немного об общественных на-
строениях, которые всегда оказывают
ощутимое влияние на политические
решения и экономические процессы.
О них можно судить по результатам
опроса, проведенногоИнститутом Гор-
шенина в феврале нынешнего года.
Подавляющее большинство укра-
инцев (81,4%) положительно относят-
ся к заключению Украиной Таможен-
ного союза с Россией, Белоруссией и
Казахстаном. При этом ответ «точно
положительно» дали 61,2%, «скорее
положительно» — 20,2% опрошенных.
Отрицательное отношение к такому
союзу высказали 12,9% респондентов.
Из них 7,5% ответили, что оценивают
Таможенный союз «точно отрицатель-
но», а 5,4% — «скорее отрицательно».
Почти половина граждан Украины
(48,2%) считает, что Украине следует
заключить Таможенный союз с Росси-
ей, Белоруссией и Казахстаном даже
в том случае, если это не позволит
Украине в будущем получить статус
ассоциированного члена Европейского
союза и закроет путь для дальнейшей
интеграции в евроструктуры. Из них
ответ «точно да» на этот вопрос дали
30,4%, «скорее да» — 17,8% респон-
дентов. При этом около трети опро-
шенных (35,9%) считают, что в таком
случае Таможенный союз с Россией,
Белоруссией и Казахстаном заключать
не следует. Из них 18,9% ответили на
вопрос «точно нет», а 17% — «скорее
нет». Затруднились ответить на во-
прос 15,9% респондентов.
Большая часть опрошенных (61,5%)
предлагает в качестве меры сближения
двух стран единое таможенное про-
странство.
Конечно, мы отдаем себе отчет,
что есть мнение украинского обще-
ства, а есть точка зрения экспортно-
ориентированного крупного бизнеса,
который сегодня сплотился вокруг
Виктора Януковича и массово вошел
во власть. Полагаю, что если бы мы
провели экспертный опрос среди его
представителей (только честный и от-
кровенный), то получили бы сильный
крен в сторону зоны свободной тор-
говли с ЕС.
Что же касается СНГ, то в Украине
пока не видят всех возможностей, ко-
торые скрывает в себе это объедине-
ние. На наш взгляд, нет единой комму-
никационной стратегии Содружества,
благодаря которой общественность
Украины, ее бизнес-элиты, регио-
нальные элиты, а так же элиты других
стран узнавали бы о возможностях и
перспективах, которые открывает СНГ
для развития. Мы считаем, что к этой
работе необходимо более интенсивно
привлекать экспертные сообщества
стран — членов СНГ и вести разъяс-
нительную работу.
28
Банки и деловой мир
май 2011
без границ