Стр. 7 - BDM_2011-05

Упрощенная HTML-версия

Прошедший месяц был наполнен важными событиями.
В последний день марта президент Дмитрий Медведев обнародовал в
Магнитогорске свои соображения о том, как улучшить инвестиционный
климат в стране, получившие название «десять тезисов». А через три
недели перед депутатами Государственной Думы выступал премьер-
министр Владимир Путин, который не столько отчитывался о проделан-
ной правительством работе, сколько говорил о перспективах развития
экономики. В том числе и о деловом климате.
Так что тема беседы с
Александром МУРЫЧЕВЫМ
, первым исполни-
тельным вице-президентом РСПП и председателем Совета Ассоциации
региональных банков России, была, можно сказать, предопределена.
БДМ:
Александр Васильевич, пом-
нится, в конце 2009-го мы с вами об-
суждали возможные последствия, к
которым может привести реформа
единого социального налога, за-
теянная не ко времени… Похоже,
проблемы уже начались?
Хочу повторить то, о чем говорил и
больше года назад: РСПП в принципе
не против перехода к страховым взно-
сам. Другое дело, когда и как это де-
лать. Есть «выстраданное» рыночной
экономикой правило: во время кри-
зиса налоги не повышают. Что впол-
не логично: в такие моменты главная
задача государства заключается в том,
чтобы помочь своим гражданам. Или
уж, во всяком случае, не грузить их но-
выми проблемами. Анесвоевременная
замена единого социального налога
страховыми взносами как раз создала
серьезные трудности, прежде всего —
для малых предприятий. Собственно,
для бюджета любой компании вось-
мипроцентное увеличение налоговой
нагрузки на фонд оплаты труда весьма
чувствительно, но для малого бизнеса
это становится катастрофой. И— что,
может быть, самое страшное —эконо-
мика снова уходит «в тень».
БДМ:
Не только «в тень», но и из стра-
ны уходит, как стало известно…
Действительно, недавно обнародова-
на знаковая цифра: с начала года не
менее 400 российских предприятий
сменили юрисдикцию, предпочтя Ка-
захстан, где налоги на фонд оплаты
труда всего 11 процентов, а подоход-
ный — 10 процентов. Но и эти про-
центы пополнят теперь не наш бюд-
жет, а соседский.
Обо всем этом и многом другом и
предупреждало бизнес-сообщество.
Тем не менее решение было приня-
то не в пользу предпринимателей.
Правда, справедливости ради надо
вспомнить и обстановку, в которой
оно принималось: кризис в разгаре,
нефтяные цены падают, резервный
фонд на исходе… И все-таки уже
тогда можно было и прогнозировать
скорую смену тренда на рынке энерго-
носителей, и предвидеть социально-
экономические последствия приня-
того решения. Другими словами, не
паниковать надо было, а тщательно
просчитывать.
БДМ:
Но вроде теперь забрезжил
свет в конце тоннеля? Если уж
президент поручил правительству
не просто подумать о том, как по-
править ситуацию, но и потребовал
предложить конкретный механизм.
Кстати, РСПП может подключиться
к этой работе?
Я считаю, не просто может, но и дол-
жен. И к слову сказать, мы еще в ходе
обсуждения предлагали свои реше-
ния. Понятно, что необходимо искать
возможности пополнения Пенсион-
ного фонда. Но повышение налогово-
го бремени — не единственный и не
лучший, надо сказать, путь.
БДМ:
Ну а откуда еще деньги брать?
Нефть, газ и налоги — в основном
с той же нефти. Сколько россияне
ругали министра финансов за то,
что он деньги в кубышку скла-
дывал. А разразился кризис — и
резерв оказался как нельзя более
кстати. Только, по-моему, мы снова
оказались в том же заколдованном
круге: опять копим деньги на слу-
чай очередного кризиса.
Во-первых, повышение налогов вовсе
не гарантирует адекватного роста по-
ступлений в бюджет. Как мы видим,
получается ровно наоборот. Вот вам
еще одна цифра для аргументации: с
начала года отток капитала из страны
превысил $21,3 миллиарда. Разумеет-
ся, есть этому и «технические» причи-
ны, но главное все-таки в том, что в
России — неблагоприятный деловой
климат. В том числе и с точки зрения
налоговой нагрузки.
А во-вторых, есть у нас денежные
резервы и помимо налогов. Взять хотя
бы приватизацию, от проведения ко-
торой государство рассчитывает по-
лучить в ближайшие годы не менее
800 миллиардов рублей… Вот эти
средства мы предлагаем направить
на то, чтобы залатать дыру, которая
образуется в бюджете, если вернуть
социальный налог к прежним 26 про-
центам. Причем эти средства посту-
пят не одномоментно, а в течение
нескольких лет, — по расчетам экс-
пертов, их может быть до триллиона
рублей ежегодно.
БДМ:
По-моему, вполне логичный
путь, тем более что Всемирный
май 2011
Банки и деловой мир
7
позиция