изводство, а не пенять банкам за «непатриотичность».
Предприятия сократили спрос на кредит, потому что
не видят перспективы. В этой ситуации задача государ-
ства — указать эти перспективы: например, более чем
уместно было бы интенсивнее применять такой инстру-
мент, как госгарантии.
Сейчас роль банков в модернизации экономики и,
прежде всего, основных фондов действительно очень
скромна, отметил исполнительный вице-президент
Российского союза российских промышленников и пред-
принимателей
Александр
МУРЫЧЕВ
. Подобная не-
значительность участия обусловлена, с одной стороны,
скромностью возможностей самой банковской системы,
а с другой — отсутствием государственной политики
по вовлечению национальной банковской системы в
столь ожидаемую модернизацию, отсутствием стимулов.
«Когда не видно целевых показателей, роль банковского
сектора расплывчата»,
— резюмировал
Александр
МУРЫЧЕВ
.
Даже у представителя элитного банковского сегмента
(банков с государственным участием), директора управ-
ления стратегии Сбербанка
Дмитрия ТАРАСОВА
, на-
шлись причины призвать власти
«проявить силу и волю»
.
Прежде всего, в решении вопросов, связанных с решени-
ем
«одной из сложнейших задач — проблемы «длинных» де-
нег»
. По мнению топ-менеджера крупнейшего банка, госу-
дарство должно сохранить доступ банков, через конкурсы
и тендеры, к государственным ресурсам; стимулировать
развитие институциональных инвесторов — страховых
компаний и пенсионных фондов, которые теоретически
могли бы стать более активными поставщиками «длин-
ных» денег в банковскую систему.
Словом, банкиры, а также представители профильных
и «смежных» ассоциаций призывали государство к со-
трудничеству — созданию условий для существенной ак-
тивизации участия банковской системы в модернизации
экономики, расширению роли государственно-частного
партнерства, стимулированию развития современной
финансовой инфраструктуры.
Некий косвенный ответ на свой запрос банкиры по-
лучили.
На заседании МБС председатель подкомитета по бан-
ковскому законодательству Госдумы
Павел МЕДВЕДЕВ
призвал сообщество сосредоточить все силы на том, что-
бы не допустить принятия закона о платежных системах в
том виде, какой тот обрел ко второму чтению. Напомним,
законопроект, около двух лет назад внесенный прави-
тельством, был направлен на благие цели: создать внят-
ные механизмы электронных платежей, чтобы, в том
числе, сократить нашу зависимость от крупных междуна-
родных платежных систем. В нынешней редакции он, по
сути, легализует так называемых платежных агентов —
субъектов, которые объявляют себя таковыми агентами
простым самоназначением и осуществляют банковские
операции, но без должной лицензии и практически без
надзора.
«С принятием этого закона структура банковской си-
стемы может быть сильно покалечена»,
— предупредил
Павел МЕДВЕДЕВ
. Исполнительный вице-президент
АРБ по правовым вопросам
Андрей ЕМЕЛИН
выска-
зался еще категоричнее:
«На следующий день после своего
введения закон разрушит действующую платежную си-
стему»
.
Разгромный анализ законопроекта прозвучал на за-
седании МБС 7 июня. А уже 14 июня депутаты нижней
палаты парламента приняли закон сразу во втором и тре-
тьем чтениях. В ближайшее время документ передадут
на утверждение в Совет Федерации. Пока вся надежда на
большую, нежели у Госдумы, устойчивость этого органа к
лоббистскому потенциалу властей.
Марина ТАЛЬСКАЯ
14
Банки и деловой мир
июль 2011
события и комментарии