Александр Хандруев
Микрофинансовое
посредничество:
вирус или противоядие?
Завершается первый этап формирования законодательных условий
деятельности микрофинансовых организаций в России. В декабре
2010-го Минфин определен правительством в качестве уполномо-
ченного федерального органа исполнительной власти, наделенного
правом контроля и надзора в сфере микрофинансовой деятельности,
а уже в марте и мае он издал приказы, утверждающие порядок веде-
ния государственного реестра МФО и представления документов, со-
держащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном
составе руководящих органов микрофинансовой организации.
И
так, микрофинансовые органи-
зации в России обретают права
гражданства. Тем самым с повестки
дня снимается набивший оскомину во-
прос: быть или не быть малым формам
финансового посредничества на рынке
банковских услуг, прежде всего в сег-
менте микрокредитования? Изгнание с
конкурентного поля небольших банков
посредством повышения минимально-
го размера капитала закончилось при-
ходом множества МФО.
Эту метаморфозу проще всего (и,
добавим, ошибочнее всего) объяснять
лоббированием ведомственных инте-
ресов. Напротив, весь мировой опыт—
от Бангладеш до США, от Польши до
Китая — убедительно доказывает, что
микрофинансирование востребовано
самой жизнью — как способ расшире-
ния доступности банковских услуг, как
форма самоорганизации в абсорбции
и предоставлении микрокредитов.
Если признать уместным сравнение
банковской деятельности с кровенос-
ной системой экономики, то не следует
забывать, что эта система состоит не
только из аорт и вен, но и тысячи ка-
пилляров. Потому что в заемных сред-
ствах нуждаются не только нефтяные
компании, но и сельские фермеры,
мелкие торговцы, ремесленники — те,
кто живет и кормит свои семьи за счет
мелкого бизнеса. Но если к услугам
первых крупные банки и фондовые
площадки, то мелким предпринимате-
лям чаще всего приходится полагаться
на себя и — на участие в МФО.
Рынок микрокредитования не мо-
жет быть вотчиной крупных банков,
хотя бы по той причине, что суще-
ствуют минимальные границы, ниже
которых издержки по предоставлению
ссуд (необходимость открытия до-
полнительных офисов в отдаленных
районах, затраты на обслуживание и
ведение кредитных досье) становятся
экономически невыгодными. Малые
и средние банки, прежде всего регио-
нальные, более мобильны, но их воз-
можности не покрывают всех потреб-
ностей малого бизнеса и населения в
заемных средствах. Отсюда вывод: на
конкурентном поле банковских услуг
всегда появляются ниши, заполняемые
МФО. И Россия здесь не исключение.
Но не успели просохнуть черни-
ла на законе «О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых
организациях», как в МФО уже видят
вирус, способный заразить всю систе-
му финансового посредничества. Про-
тивники МФО видят в них элемент
ростовщичества (поскольку процент-
ные ставки здесь существенно выше
банковских) и источник разного рода
злоупотреблений, вплоть до создания
финансовых пирамид.
Спору нет, такого рода угрозы дей-
ствительно существуют. И именно
поэтому сейчас главной задачей ста-
новится формирование регулятивной
среды для деятельности МФО. Пред-
стоит решить непростые проблемы
выработки нормативов, стандартов и
форм отчетности, организации кон-
троля и управления рисками, проце-
дур финансового оздоровления и лик-
видации. На повестке дня — отладка
способов взаимодействия МФО и
коммерческих банков, вплоть до коо-
перативных форм деятельности. Как
свидетельствует мировой опыт, боль-
шую опасность может представлять
появление квази-депозитов, когда ряд
МФО, не являясь участниками си-
стемы страхования вкладов граждан,
начнет привлекать средства населения
по более высоким, чем коммерческие
банки, ставкам. В случае банкротства
таких МФО не избежать негативных
социальных последствий.
Отдельная проблема — вероят-
ность регуляторного арбитража, не
только из-за различий между пруден-
циальным надзором за работой ком-
мерческих банков и «мягким» регули-
рованием деятельности МФО, но и в
связи с появлением еще одного регуля-
тора — Минфина. Многое будет зави-
сеть от характера их взаимодействия,
умения находить общий язык. И одна
точка соприкосновения уже существу-
ет: МФО включаются в систему бюро
кредитных историй, центральный ка-
талог которых ведет Банк России.
Но какими бы сложными ни были
задачи формирования законодатель-
ной и регулятивной среды микрофи-
нансовой деятельности, иного пути
создания полноценного конкурентно-
го рынка, на котором различия в про-
центных ставках и условиях предо-
ставления заемных средств будут все
больше нивелироваться, попросту нет.
И в этом смысле микрофинансовые
организации можно рассматривать в
качестве противоядия (пусть и огра-
ниченного действия) против монопо-
лизации рынка банковских услуг.
июль 2011
Банки и деловой мир
15
события и комментарии:
колонка александра хандруева