того, оплата капитала в размере 80
миллиардов евро странами — участ-
никами нового фонда (Италии при-
дется заплатить 14,3 миллиарда)
будет производиться в форме пяти
ежегодных платежей, вместо двух из-
начально предусмотренных в начале
марта. Остальные средства фонда, в
размере 700 миллиардов, из которых
500 фактически подарены, состоят
из «отзывного капитала» и гарантий,
предоставляемых странами зоны
евро. Европейский парламент должен
утвердить весь пакет в июне, ограни-
чившись некоторыми процедурными
изменениями, если мы хотим уло-
житься в сроки.
Слишком мало,
слишком поздно…
И тут нас подстерегают проблемы.
Первая:
дотации MES недостаточ-
ны и запаздывают. Их сумма состав-
ляет 700 миллиардов, гарантирующих
возможность выдачи 500 миллиардов,
в то время как страны евро в действи-
тельности внесут из них только 80 мил-
лиардов, разбитые на пять ежегодных
платежей, и только начиная с 2013 года.
Остальные будут введены в форме га-
рантий и «отзывного капитала» начи-
ная с 2013 года. «Слишком мало, слиш-
ком поздно», если вспомнить о том,
что только в 2011 году (а не в 2013-м)
истекает срок оплаты около 502 милли-
ардов Португалии, Ирландии, Греции,
Испании и Италии, и что финансовые
потребности одной лишь Испании
до 2013 года, включая центральные и
местные органы власти, составляют
около 470 миллиардов евро.
Вторая:
при использовании гаран-
тии возникает опасность умножения
подобного требования и нового кри-
зиса. За каждые сто евро, которые мо-
гут потребоваться для спасения евро
других стран, бюджет каждой страны-
налогоплательщика выплатит сумму,
равную его доле в бюджете Европей-
ского центрального банка.
Третья:
механизм голосования.
В отличие от Международного валют-
ного фонда, где решения принима-
ются простым большинством акций,
устав MES предусматривает, что для
утверждения кредита, определения
процентных ставок и условий (кор-
рекционные меры, которые должник
должен принять), решение должно
быть принято единогласно всеми ми-
нистрами финансов Еврозоны. Таким
образом, право вето каждой страны
огромно и может парализовать и ис-
казить всю работу органа. Страна,
находящаяся в хорошем финансовом
положении, может начать торговать
своим согласием на выдачу кредита
стране, которая в нем нуждается, об-
меняв его на готовность этой послед-
ней поддержать именно те экономи-
ческие и политические меры, которые
будут наиболее удобны для тех, кому
живется лучше.
Четвертая:
уставом предусматри-
вается, что Еврокомиссия должна оце-
нить устойчивость государственного
долга страны, испытывающей затруд-
нения с доступом к финансовым рын-
кам. Если комиссия придет к выводу,
что страна технически неплатежеспо-
собна, как, вероятно, произойдет в
большинстве случаев на практике,
то есть решит, что реалистичные
действия по исправлению ситуации
являются недостаточными для обе-
спечения платежеспособности, то Ев-
ропейский фонд сможет предоставить
кредит только при одном условии: что
страна-бенефициар будет «вовлечена
в частный сектор» либо с согласия са-
мих кредиторов пойдет на сокращение
стоимости их кредитов. Налицо —же-
лание избежать спасения неплатеже-
способных стран, наградив тех инве-
сторов, которые добились высоких
доходов с рискованных кредитов.
Проблема в том, какое воздей-
ствие оказывают эти правила на цен-
ные бумаги, выпущенные в странах
с рискованной экономикой начиная
с этого момента до 2013 года. Если
объявить сегодня, что страны, полу-
чающие средства в период между 2011
и 2013 годом, обязательно испытают
дефолт (частичный) в 2013 году, рын-
ки сразу же потребуют намного более
высокую доходность со вновь выпу-
скаемых ценных бумаг, ускорив тем
самым кризис платежеспособности.
Подобно тому, как это происходит в
Португалии.
Правда в том, что единый рынок,
единая валюта и 17 суверенных долгов
не могут существовать вместе.
На европейском уровне хорошо
известно, что ни одна точка зрения не
позволяет увидеть самих себя, но идти
вперед все равно приходится, как если
бы сейчас были 1960-е годы. Для вы-
хода из замкнутого круга нужно иметь
мужество, чтобы изменить точку зре-
ния: от функционализма к федераль-
ному правительству, то есть к единому
бюджету с единым долгом и только с
одним министром финансов.
Мы попали в ловушку Оруэлла:
«сомнения в своей собственной мыс-
ли, потому что она может быть обу-
словлена вашим языком, построенным
именно для того, чтобы ставить гра-
ницы разуму»
.
Политики, которые знают, как дей-
ствовать, предпочитают не говорить
об этом. Или говорят косвенно, наде-
ясь на перевыборы.
Для выхода из замкнутого круга нужно
иметь мужество, чтобы изменить точку
зрения: от функционализма к федеральному
правительству
Страна, находящаяся в хорошем
финансовом положении, может начать
торговать согласием на выдачу кредита тем,
кто в нем нуждается
30
Банки и деловой мир
июль 2011
без границ:
La Finanza