Стр. 113 - BDM_2011-08

Упрощенная HTML-версия

Д
ни у купцов текли довольно однообразно. Рано
утром после чаепития мужчины уезжали на соб-
ственном выезде в лавки, амбары, на фабрики.
Домой возвращались к обеду, перед трапезой или после
нередко спали часок-другой (летом в беседке), потом сно-
ва уезжали до позднего вечера. Если до дома было далеко
и время не позволяло, обедали в трактире или покупали
провизию у разносчика. Оставшиеся дома обе-
дали в два часа. Несколько раз на протяжении
дня пили чай. Чай пили и вернувшись домой,
а спустя некоторое время — часов в восемь —
плотно ужинали. Ели вообще много, часто и
жирно. В промежутке между чаем и ужином
хозяин с хозяйкой, как иронично замечал А.Н.
Островский,
«молча сидели по углам и вздыхали
о своих прегрешениях — другого занятия у них
не было»
. После ужина ворота запирали, клю-
чи приносил на ночь дворник «самому», и все
семейство укладывалось спать. К 10 часам вече-
ра во всем Замоскворечье в домах гасили свет.
Нарушался этот распорядок лишь поездками мужчин по
делам и на ярмарки (особенно Нижегородскую) и семей-
ными богомольями.
Браки в купеческой среде обычно решались заглазно и
очень рано, так что жених с невестой почти не виделись
до свадьбы и мало интересовались друг другом. В выборе
жениха или невесты родители руководствовались солид-
ностью семьи и ее доходами. Брак заключали, по сути, не
между людьми, а между состояниями, поэтому сперва с по-
мощью свахи, обязательного персонажа в деле устройства
купцами личной жизни, выявлялись потенциальные кан-
дидатуры и согласовывался вопрос о приданном — «при-
лагательном», как его называли в купеческой среде.
При всей специфичности заключения браков редко в
какой купеческой семье жена потом не верховодила му-
жем, наружно оказывая ему, впрочем, все подобающие зна-
ки уважения. Ко второй половине века купцы-самодуры,
тиранившие жену и детей, почти извелись, и ат-
мосфера в купеческих семьях в основном была
благодушной и мирной.
В состоятельной среде
«женская половина
жила в свое удовольствие. Пили, ели без конца,
выезжали на своих лошадях в церковь, в гости,
в лавки за покупками шляп, уборов, башмаков,
но отнюдь не провизии. Это поручалось пова-
рам или кухаркам. Когда готовились к большим
праздникам, сам хозяин дома ездил в Охотный
ряд присмотреть окорок, ветчины, гуся, поро-
сенка. Хозяйки этим не занимались. Они наряжа-
лись, принимали у себя гостей, большей частью
родственниц, играли в карты, сплетничали»
(Е.А. Андреева-Бальмонт, «Воспоминания»).
Когда не было гостей, валялись одетые на посте-
лях, непрерывно что-нибудь жевали — семечки,
орешки, пряники, пили чай с наливками.
В среде «серого» купечества хозяйственных
работ у женщин было побольше. Здесь купчихи шили,
штопали, мыли цветы, нередко сами ходили на рынок и
в лавки, часто распекали прислугу, что тоже считали важ-
ным хозяйственным делом.
Вечером к такой купчихе приходили гостьи-соседки
с рукоделием, «посидеть». Им подавалось традиционное
угощение — орехи, изюм, винные ягоды, по праздникам
по рюмочке «сладенького», причем дамы усиленно отка-
зывались и отмахивались, прежде чем выпить. Частыми
гостями были всевозможные подлинные и мнимые юро-
август 2011
Банки и деловой мир
113
качество жизни:
повторение пройденного