Пироги бюджетникам
Раздача предвыборных «слонов» — из несуществующего
еще бюджета–2012 — идет полным ходом. «Подарки» от
основных кандидатов на президентский пост получили
или получат в ближайшем будущем и студенты, и учителя,
и пенсионеры, и медики, и военные, и аграрии.
Так, с 1 сентября расходы на оплату труда учителей
повысят на 30% (что обойдется бюджету примерно в 180
миллиардов рублей), медработников дошкольного и обще-
го образования — не менее чем на 50% (включая ремонт
медицинских учреждений — 460 миллиардов), выплаты
студентам — почти на 30% (еще 70 миллиардов). В течение
2011 года на 11% увеличат пенсии. С 1 января 2012-го в
2,5–3 раза повысят денежное довольствие военнослужа-
щих (444 миллиарда) и в полтора раза — пенсию военных
пенсионеров (447 миллиардов). Плюс анонсированы амби-
циозные программы поддержки агросектора и оборонки.
Заявлено также увеличение государственных социальных
обязательств в сфере занятости, стимулирования демогра-
фического роста, заботы о ветеранах и мультипликаторах.
Обещано повышение зарплат силовикам.
Спору нет, и медработники, и студенты, и учителя, и
военнослужащие живут от бюджетного стола более чем
скромно. И можно бы только порадоваться, что государ-
ство о них вспомнило и решило, наконец, позаботиться.
Почему именно сейчас — вопрос риторический. Выборы
на носу… И отечественные кандидаты на высший пост
пошли по традиционному для любых кандидатов всех
времен и народов пути — умасливанию электората. (У
всех на памяти свежий пример предвыборного поведения
главы соседнего государства
Александра ЛУКАШЕНКО
,
чьи откровенно популистские «подарки» бюджетникам
накануне голосования стали детонатором масштабного
кризиса в стране).
По подсчетам аудиторской компании ФБК, сделанным
еще в конце мая, пакет властных обещаний тянет на допол-
нительные расходы в 1,79 триллиона рублей. Уже в июне
цифру скорректировали в сторону увеличения: на стол
Минфина, верставшего бюджет следующего года, легло
дополнительных заявок на финансирование от ведомств в
сумме 2,3 триллиона.
Вопрос в следующем. За счет чего планируется выпол-
нять все дополнительные расходные обязательства? При-
чем обязательства в основном социального характера, от
которых трудно впоследствии откреститься без ущерба для
репутации.
Ставка на нефть
Понятно, что широта властных предвыборных жестов в не-
малой степени подкреплялась неожиданным выходом бюд-
жета текущего года в зону профицита. Изначально ожида-
лось, что дефицит государственной казны составит 3,5%,
но по итогам первых пяти месяцев образовался профицит
в размере 1,8%. Понятен и источник этого профицита —
сверхдоходы от негаданно высоких, стабильно держащих-
ся цен на нефть. Понятно и то, что планировать грядущие
расходы, рассчитывая на дальнейшую благосклонность
мировой конъюнктуры на «черное золото», откровенно
безответственно.
Внутренние же резервы для покрытия дополнительных
расходов несоразмерны с посулами. Тем паче что в предвы-
борном ажиотаже власти выступили с инициативой беспре-
цедентных налоговых послаблений для бизнеса: президент
Дмитрий МЕДВЕДЕВ
поручил снизить с 2012 года ставки
социальных платежей с 34 до 30% (для малого бизнеса —
даже до 20%). Дополнительные доходы от приватизации,
по расчетам, составят около 300 миллиардов рублей (пре-
зидент настаивает на том, чтобы за госпакеты выторговали
Слон на выборы
Бюджет–2012, года президентских выборов, существует
пока в черновом виде. «Причешут» его для передачи в Думу лишь
к октябрю. Но уже сейчас очевидно, что выполнить все предвыборные
обещания власти смогут лишь при условии запредельно высоких цен
на нефть. А вот последнего никто гарантировать не может.
58
Банки и деловой мир
август 2011
анализ:
Макроэкономика