Стр. 59 - BDM_2011-08

Упрощенная HTML-версия

не меньше 450 миллиардов), повышение налогов газовой
отрасли принесет в казну не более 150 миллиардов.
Правда, вслед за снижением ставок социальных плате-
жей было решено ввести для работодателей дополнитель-
ные платежи на высокие зарплаты (свыше 45 тысяч) — 10%
для всех и 7% — для малого бизнеса. Оставим за скобка-
ми последствия этого решения (что называется, «на слух»
считываются минимум два из них: очередной уход «в кон-
верты» либо отказ от услуг дорогостоящих квалифициро-
ванных специалистов). В результате реализации этой меры
работодатели должны будут раскошелиться на сумму при-
мерно в 350 миллиардов рублей. Для них это немало. Но
необходимые казне триллионы, как видим, пока и не вы-
рисовываются.
Все опять замыкается на нефтяные цены. По подсче-
там того же Минфина, сделанным в конце весны, чтобы
бюджет не затрещал по швам в процессе исполнения всех
дополнительных обязательств, цены на нефть весь сле-
дующий год должны быть не ниже $120 за баррель. По
альтернативным расчетам, стоимость этого товара долж-
на держаться на уровне $147 за баррель. Цифра вызывает
нервный смешок.
Регионы ответят за социалку
Но если федеральный бюджет может возводить предвы-
борные замки в сладких грезах по поводу нефтяных цен,
то региональные бюджеты подобной мечтательности по-
зволить себе не в состоянии. Их ресурсная «поляна» — ис-
ключительно налоговые поступления местных налогопла-
тельщиков.
По итогам пяти месяцев текущего года большинство
местных бюджетов показали хороший результат. Но какие
дополнительные расходы из серии предвыборных лягут на
их плечи?
«Какая часть расходов будет перенесена на регионы —
пока вопрос открытый,
— «успокоил» заведующий лабо-
раторией бюджетного федерализма Института экономики
переходного периода
Владимир
НАЗАРОВ
. —
Очевидно лишь то,
что доходная часть местных бюд-
жетов растет довольно медленно,
а в расходной части сохраняется
целый ряд неопределенностей. Это
создает напряженность».
Серьезные опасения высказы-
вают и другие эксперты.
«Сейчас
невозможно наверняка опреде-
лить, как именно заявленные до-
полнительные расходы бюджета–2012 скажутся на регио-
нальных бюджетах. Но определенный размен полномочий
между федеральным и местными бюджетами уже проис-
ходит. Так, расходы по содержанию полиции берет на себя
федеральный центр, а расходы по содержанию федеральных
госучреждений: образования, культуры, здравоохранения и
даже сельского хозяйства — пере-
кладываются на плечи региональ-
ных бюджетов. Если сегодня на
заработную плату учителям из
бюджетов регионов и муниципали-
тетов тратится около 560 мил-
лиардов рублей, то 30-процентная
надбавка будет означать увеличе-
ние этой суммы до 728 миллиардов.
Это очень существенная допол-
нительная нагрузка. Полагаю, что идея введения налога
на недвижимость в какой-то мере продиктована именно
ожидаемым ростом дополнительных расходов. Кроме того,
было заявлено, что часть бюджетных кредитов выдавать-
ся регионам больше не будет: дополнительные ресурсы им
предлагают привлекать на рыночных условиях. И поэто-
му нельзя исключить, что через какое-то время мы можем
получить дефицитные в подавляющей массе региональные
бюджеты»,
—предсказывает директор департамента стра-
тегического анализа компании ФБК
Игорь НИКОЛАЕВ
.
Подсчитали — прослезились
Обещания розданы. Отказаться от них — в грязь лицом, и
крест на карьере в высшем эшелоне (в гуманитарном по-
нимании природы взятых обязательств, конечно). А феде-
ральная казна аполитична, о выборах ничего не знает.
«Выполнить все дополнительные социальные обеща-
ния можно только в условиях очень высоких цен на нефть.
Речь, прежде всего, об обязательствах пенсионной системы.
А если добавить к ним программу вооружений, повышения
денежного довольствия военнослужащих, других силовиков,
получается значительный навес расходов. Причем эти рас-
ходы существенно раздуты по отношению к ВВП, одни
только пенсионные обязательства уже сейчас составляют
10% ВВП. Наша страна не тянет такие расходы, даль-
ше наращивать их некуда. Для нашего бюджета цена на
нефть ниже ста долларов за баррель — это приговор. Либо
потребуется радикальное влезание в долги»,
—прогнозиру-
ет
Владимир НАЗАРОВ
из Гайдаровского института.
Не более оптимистичен и
Игорь НИКОЛАЕВ
из ФБК:
«Уже сейчас ясно, что груз новых социальных обязательств
будет очень тяжелым. Боюсь, что неподъемным. Это по
форме популизм, как правило, дешевый, а по экономическо-
му содержанию он еще какой дорогой. Нет никаких основа-
ний полагать, что в следующем году цены на нефть сохра-
нятся на столь же высоком уровне, что и сейчас. Думаю, мы
увидим уровни 80–85 долларов за баррель».
Этот прогноз более чем убедительно подтверждают но-
вости из Европы и США, основных потребителей нашей
нефти: в стагнирующих экономиках спрос на энергоресур-
сы не может быть высоким. Цифра же $85 за баррель — это
уже не просто приговор нашему бюджету. Это приговор,
приведенный в исполнение.
Марина ТАЛЬСКАЯ
август 2011
Банки и деловой мир
59
анализ:
Макроэкономика