ных особенностей. Есть некий шаблон, и если клиент ему
не соответствует, он автоматически отсекается. Все. И вот
как раз здесь поле, на котором мы и конкурируем, ведь кли-
ентов, не подпадающих под шаблон, достаточно много.
Кроме того, средние и малые банки гораздо лучше
считают риски и хеджируют их, что, кстати, очень ярко
подтверждается событиями 2008-го и последующих лет.
Секрет прост: мы знаем, что в кризисных ситуациях го-
сударство нас не поддержит, поэтому надеемся только на
собственные силы.
В отношении нашего банка могу сказать, что на про-
тяжении и 2008–2011 годов мы выполняли все нормативы,
установленные Банком России, и соответствовали всем
требованиям для участия в системе страхования вкладов.
Приняли для себя сознательное решение: не пользовать-
ся льготами по резервированию под проблемные активы,
льготами по критерию доходности — и выполнили эту за-
дачу.
Поэтому мне очень не нравится, когда говорят, и даже на
нынешнем форуме, что, мол, малым банкам надо помочь,
какие-то для них преференции создать. Да не надо! Мы
сами все можем. Единственное, что нужно, — устранить
двойные стандарты, которые действуют в российской бан-
ковской системе в отношении государственных и частных
банков, в отношении крупных и небольших банков. Если
двойных стандартов не будет, если с одинаковыми требо-
ваниями и Банк России, и государство будут подходить ко
всем банкам, независимо от величины и состава собствен-
ников, нам не надо будет помогать, мы будем прекрасно
жить. Другое дело: случится ли это когда-нибудь?
БДМ:
Хотелось бы стать оптимистом…
Хотелось бы, но, к сожалению, нет пока у меня оптимизма.
Он мог бы появиться, если бы хоть какие-то мысли в этом
направлении я увидела в стратегии. Но я их там не вижу,
поэтому очень трудно сказать, что будет дальше.
Вот нынешние дискуссии по капиталу…Я могу понять,
почему они ведутся. Широко озвучивается тот факт, что
совокупный капитал российской банковской системы не
дотягивает до капитала даже одного большого зарубежно-
го банка. Могу понять, что этот факт вносит некий диском-
форт в сознание наших высокопоставленных чиновников.
И они решают идти самым простым путем — укрупнять.
Пусть все будут крупными — и все будет хорошо. Это уже
даже не упрощенный, а абсурдный подход, который, к со-
жалению, нашел свое отражение в Стратегии. К счастью,
для нашего банка планка в 300 миллионов не страшна, мы
ее давно преодолели, а вот предполагаемая следующая —
миллиард рублей — уже заставляет задуматься.
Если принять эту логику — зачем тогда вообще нужен
малый бизнес? Зачем государство его всячески поддержи-
вает? А ведь малые банки— это тоже малый бизнес, только
в своей сфере. Почему нас надо укрупнять? Если у нас есть
своя ниша…
БДМ:
Об этой нише, пожалуйста, подробнее. Как вы оце-
ниваете вклад своего банка в региональную экономику?
Это работа с небольшим региональным бизнесом?
Безусловно, это работа с местными предприятиями, пред-
принимателями, но не только. Мы участвуем в реализации
практически всех программ, разработанных администраци-
ей Липецкой области. Более того, многие из них на нас и «об-
катывались», например жилищные ипотечные программы.
Или взять сотрудничество с Российским банком разви-
тия, переименованным теперь вМСПБанк. Мы работаем по
его программам с 2005 года, начинали кредитование малого
и среднего бизнеса на сроки до пяти лет тогда, когда этого ни
один крупный банк не делал. Благодаря этому реализовано
множество успешных проектов малого и среднего бизнеса.
Должна сказать, что статус регионального, местного
банка ко многому обязывает. Мы не можем позволить себе
работать с населением в плане потребительского кредито-
вания так, как это делают некоторые крупные розничные
банки: «впарить» кредит, а потом заемщик пусть разбирает-
ся, во сколько ему это обошлось и по силам ли расплатить-
ся. Мы предлагаем альтернативные программы и доходчиво
разъясняем, сколько стоят наши услуги. Да, теряем в до-
ходности, но лучшая награда за это — прирост клиентской
базы, когда спрашиваешь клиента, почему он к нам пришел,
и слышишь: «Я уверен, что ваш банк работает честно».
БДМ:
Насколько при этом сильно давление, «выкручива-
ние рук» со стороны местных властей?
Была у многих региональных банков такая беда: излишнее
влияние местных администраций. Есть и примеры того,
как оно приводило банки к печальному финалу. Я убеж-
дена: если и в администрации, и в банке работают компе-
тентные люди, ни одна из сторон не заинтересована в том,
чтобы угробить банк и такой ценой реализовать какой-то
проект.
Я уже упоминала о жилищной ипотечной программе.
В 2004 году, когда наш неугомонный губернатор Олег Пе-
трович Королев заговорил про ипотеку, я, например, дума-
ла, что это не реализуется никогда в жизни: нужны «длин-
ные» деньги, все так сложно, законодательство никакое…
И такие риски, что-то невероятное!
Но губернатор нас просто принудил этой темой зани-
маться. Нет, не было «выкручивания рук». Он создал в ад-
министрации департамент, совместно с которым мы разра-
ботали в 2004 году самую первую программу (мне кажется,
она даже в России была первой) ипотечного кредитования
бюджетников. Администрация, со своей стороны, взялась
вести их учет, предоставлять им определенные преферен-
ции, субсидии, а мы — ипотечные кредиты.
Мы начали в конце 2004-го очень робко, а в 2005-м это
уже была хорошая, полноценная программа. А в 2006 году,
когда ипотека зашумела по всей стране и стала модной, мы
уже были «на коне». Мы, кстати, свою первую премию «Бан-
ковское дело» получили именно за развитие ипотечного кре-
48
Банки и деловой мир
октябрь 2011
Бизнес из первых рук:
Банковская система: региональный срез